Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т. е. наука о психике человека и животных. Объектом изучения психологии является человек. Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных. В своем развитии психология прошла 4 этапа: 1. Психология как наука о душе (5 век до нашей эры). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2. Психология как наука о сознании (начало в 17 веке, в связи с развитием естественных наук). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой. 3. Психология как наука о поведении. (Начинается во второй половине 19 века). К задачам психологии относились наблюдения за поведением, поступками, реакциями человека. 4. Современный. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. В настоящее время психология превратилась в многоотраслевую прикладную науку. Структура психологии: 1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии. 2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества. 3. Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии). 4. Специальная психология, исследует психику деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, военная, психология спорта, торговли и т. д.). Можно выделить следующие группы методов: 1. Организационные. К организационным методам относятся следующие: 1)1. Сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению); 1)2. Лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); 1)3. Комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между физиологическим, психическим и социальным развитием). 2. Эмпирические – наблюдение за отдельными фактами, их классификация и установление закономерных фактов между ними (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент). 3. Психодиагностические методы (тесты, опросы, анкетирование, беседа). Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений; научиться управлять ими; уметь использовать полученные знаний с целью повышения эффективности различных отраслей практики.