Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрения весьма разнообразны:одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставлениепочетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д. Эффективность поощрения зависит от следующих правил. 1, Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведениевоспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. 2, Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. 3, Поощрение должно начинаться с ответа на вопросы - кому,сколько и за что. . 4. Поощрение требует личностного подхода,5. Поощрение требует соблюдения справедливости. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками. Соревнование ~ это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитаниенужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой,школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические камества. Организация соревнования - трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий итребований, среди которых выделяют следующие: 1) организация соревнования - основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условиядля проведения соревнования, подведения итогов и награжденияпобедителей; 2) должны быть установлены направленность и содержание соревнования.