Обучение одаренных, талантливых детей – одно из направлений дифференциации образования, главная цель которого – исследование и поощрение обучения людей с особыми способностями. Кратко одаренность – это высокий уровень развития каких-либо способностей. Российский ученый В. Юркевич формулирует три основных типа одаренности, которые следует учитывать в общеобразовательной школе: 1) академическая одаренность; 2) интеллектуальная одаренность; 3) творческая одаренность. При всех различиях, считает В. Юркевич, одаренных детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и умственного труда. В педагогической науке существует понятие «ранние школьники» – это дети, начинающие обучаться в школе с пятилетнего возраста, более способные, чем остальные их сверстники. Кроме «школ для пятилетних учеников», организуются: 1) так называемые «продвинутые классы» в обычных школах; 2) специальные семинары для одаренных; 3) особые педагогических мероприятия для талантливых ребят. Существует спор по вопросу организации образования одаренных: предлагается обучать талантливых детей в обычной школе или в специальных учебных заведениях. Сторонники последней точки зрения считают: 1) нужны школы, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей исходя из уникальности каждого ребенка; 2) обучение в таких школах должно быть не только интересным, но и более сложным и насыщенным, чем в обычных школах; 3) необходимы специалисты по работе с одаренными детьми; 4) политика целенаправленного выявления и обучения талантливых школьников объективно необходима, так как поощряет будущий цвет нации. По подсчетам ученых, в каждой возрастной группе от 3 % до 8 % школьников обладает выдающимися способностями и талантами. Специфическими качествами педагога, занимающегося образованием детей с высоким интеллектуальными или творческими способностями, названы: 1) энтузиазм; 2) уверенность в себе; 3) умение оказать помощь ученику и прогнозировать его успех; 4) увлеченность; 5) наставник талантливых должен обладать гибким профессиональным мышлением; 6) быть открытым для общения; 7) быть способным пробудить интерес к предмету; 8) уметь защитить своего ученика.