Всякая деятельность включает в себя ряд элементов. Все вместе они характеризуют структуру деятельности. Ее составляют мотив – то, ради чего выполняется данная деятельность, цель – представление о том, что должно быть получено в результате выполнения деятельности, операции и способ, которые необходимы для получения данного продукта, объект – тот материал, преобразование которого приводит к нужному результату. Цель и ее связь с мотивами, определяющими в деятельности. В развитии ребенка целенаправленность деятельности формируется постепенно. Например, дети трех лет еще не могут организовать свои действия в соответствии с заранее намеченной целью, они легко утрачивают цель. Для детей пяти—семи лет характерно то, что их действия определяются во многом материалом, той предметной ситуацией, в которой они действуют. К концу дошкольного возраста представление о будущем продукте, результате начинает занимать все более ведущее место в деятельности. Однако это достигается далеко не у всех детей. Низкие уровни развития целенаправленности, организованности, произвольности деятельности характерны для многих детей, пришедших в школу, и это чрезвычайно затрудняет успешность их обучения. К концу младшего школьного возраста у большинства учащихся формируется умение произвольно устанавливать отношения между целью деятельности и мотивом. При изменении общего смысла выполнения деятельности дети могут изменить конкретную цель, перестроить свои действия. Это обнаруживается, например, в следующем эксперименте. Учащимся 1– 4-х классов предлагали строить город, используя кубики и другой материал. При этом менялась общая задача: один раз, например, дети должны были построить город, в котором будут жить карлики и великаны; в другой раз им говорили, что жители города различают только два цвета: красный и синий; в третий раз город строили для летающих существ. Многие дети 1го и 2го классов во всех случаях существенно не меняли тип постройки и конкретные способы ее осуществления. Учащиеся же 3-го и особенно 4-го класса при разных задачах меняли и цель, и свои действия. С возрастом развивается умение планировать свою деятельность и реализовывать свой план. Все эти особенности проявляются и в учебной деятельности. Одни дети при выполнении учебных заданий ориентируются лишь на элементы задачи, другие подбирают способы в зависимости от понимания задачи в целом и т. д. Таким образом, в процессе развития психологической структуры деятельности изменяются особенности, как общего поведения детей, так и строение собственно учебной деятельности.