Налоговым контролем (НК) признается деят-ть уполномочен органов по контролю за соблюден налогоплательщ, налоговыми агентами и плательщ-ми сборов законод-ва о налогах и сборах. НК осущ-ся в различ формах: 1) налогов проверка, включая проверку данных учета и отчет-ти; 2) постановка налогоплат-ка на учет в налогов органах; 3)получение различ рода объяснений налогоплат-ков, связан с исчислением и уплатой налогов; 4) осмотр помещений и терр-рий, используем для извлечения дох (прибыли). Контроль налогов органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных зак-вом налогов нач-ся с постановки налогоплат-ка на учет в налогов органах. Постановка на учет в налогов органах осущ-ся налогоплат-ками — юр лицами по месту нахождения орг-ции или по месту нахождения ее обособленных подразделений; налогоплат-ками — физ лицами, занимающ-ся предпр-вом без образования юр лица, — по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего орг-циям и физ лицам недвижим имущ-ва и транспорт средств, подлежащ налогооблож. Налогов законод-во установило конкретные сроки постановки налогоплат-ков на учет в налогов органе. Налогоплат-ки обязаны подать заявление о постановке на учет в теч 10 дн после их гос регистрации. Заявление орг-ции о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогооблож недвижим имущ-ва или транспорт ср-тв подается в соответствующ орган в теч 20 дн со дня его регистрации. Основной формой контроля налогов органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплат-ками причитающихся налогов явл-ся налоговая проверка. Налогов зак-во установило 2 вида проверок, проводимых налогов органами: камеральные и выездные. Налогов кодекс четко ограничил период проведения налогов проверки. Ею могут быть охвачены не более 3-х календарн года деят-ти налогоплат-ка, предшествовавш году проведения проверки. Сущ-ть камераль проверки сост в том, что она проводится по месту нахождения налогов органа. В дан случ налогов органы проверяют налогов декларац и докум, представленные налогоплат-ками, кот служат основанием для исчисления и уплаты налога. Для проведения камераль проверки должностным лицам налогов органов не треб-ся какого-либо спец решения руководителя налогов органа; она может быть проведена в теч 3-х мес со дня представления конкрет налогоплат-ком налогов декларац и др докум-в, связан с налогооблож. При проведении камераль проверки налогов органам предоставлено право требовать у налогоплат-ка предъявления дополнит сведений, а также получать объяснения и докум, подтверждающ правильность исчислен и своевременность уплаты налогов. Выездная налогов проверка осущ-ся должностными лицами налогов органов непосредственно на месте нахождения налогоплат-ка на основе данных бух и налогов учета, осуществляем налогоплат-ком. В отличие от камераль выездная налогов проверка должна проводиться только на основании соответствующ письменного реш руководителя налогов органа. В ходе выездной налогов проверки может быть при необходимости проведена инвентаризация имущ-ва налогоплат-ка. Должностные лица налогов органов могут также осматривать или обследовать производственные, складские, торговые и ин помещения и тер-рии, используем налогоплат-ком для извлечения дох или связан с содержанием объектов налогооблож. Методы НК: 1) документальный метод (нормативн, арифметичес, формальн проверка). Формальн проверка - проводится внеш осмотр докум-та, проверяется наличие в нем всех необходим реквизитов, посторонних записей, пометок. При арифметичес проверке контр-ся правильность подсчета итоговых сумм в докум как по горизонтали, так и по вертикали. Норматив проверка - это проверка содерж докум-та с точ зрения соответствия его действующ норматив актам, правилам; 2) метод фактичес контроля (лабороторн ан); 3) расчетно-аналитичес мет (статистич мет, эконом ан,нетрадицион мет); 4) мет информирования.