Территориальные основы МСУ - это совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию МСУ: состав территории, порядок установления и изменения границ мун образования. Конституция РФ в ст. 131 закрепила три важнейшие нормы определения территориальных основ МСУ:- МСУ осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях;- территориальные основы МСУ определяются с учетом исторических и иных местных традиций;- изменение границ территорий, в которых осуществляется МСУ, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. На практике используют два основных способа территориальной организации МСУ: территориальный и поселенческий. При выборе поселенческого способа мун образования создаются в границах поселений (городов, сел, поселков). При территориальном способе мун образования образуются на определенной территории, в состав которой могут входить несколько поселений. Попыткой совместить достоинства обеих моделей стало использование комбинированного территориально-поселенческого способа, в результате более чем в 20 субъектах РФ была создана двухуровневая система МСУ, к которой нижним уровнем являются поселения, а верхним - мун районы. На решение всех указанных выше проблем направлен Закон о МСУ (200 3). Его основная идея заключается в выделении двух уровней мун образований и определении предметов ведения для каждого из них. В соответствии с этим на всей территории РФ (за некоторыми исключениями) вводится двухуровневая система МСУ. Указанным Законом предусмотрено создание пяти видов мун образований: городское поселение; сельское поселение; мун район; городской округ; внутригородская территория города фед значения. В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о МСУ (199 5) порядок образования, объединения, преобразования или упразднения мун образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта РФ. При этом согласно п. 11 ст. 5 данного Закона субъекты РФ сами осуществляют установление и изменение границ и наименований мун образований. Этот Закон не определяет орган, полномочный принимать решение об установлении и изменении границ мун образования. Данный вопрос самостоятельно решается субъектами Федерации и, как правило, таким органом является представительный орган гос власти субъекта Федерации, принимающий соответствующий закон. Установление и изменение границ мун образования осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе: а) населения; б) органов МСУ; в) органов гос власти субъектов Федерации. В соответствии с Законом о МСУ (200 3) уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% относительно минимальной установленной Законом численности населения после установления законами субъектов РФ границ поселений не является достаточным основанием для инициирования процедуры изменения границ городских и (или) сельских поселений. Закон о МСУ (200 3) впервые определил понятие преобразования мун образований. Под преобразованием мун образования понимаются объединение, разделение мун образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его этого статуса. Преобразование мун образований осуществляется законами субъектов РФ. Инициаторами преобразования могут выступать те же субъекты, что и при изменении границ мун образований.