Первая половина XIX в. знаменательна большим развитием наук. В это время сделаны крупные научные открытия. Николай Иванович Лобачевский (1792–185 6) – великий российский математик. Ему принадлежит создание неевклидовой геометрии, названой впоследствии геометрией Лобачевского. Борис Семенович Якоби (1801–187 6) – российский физик-изобретатель. В 1834 г. он создает электродвигатель, в 1838 г. – гальванотехнику, в 1840–1850 гг. – несколько телеграфных аппаратов. Вместе с другим российским физиком и электротехником Эмилем Христиановичем Ленцем (1804–186 5) Б. С. Якоби занимался изучением электромагнитов. Большими темпами развивалась и география. Знания по ней пополнялись благодаря выдающимся мореплавателям. Среди них Юрий Федорович Лисянский, открывший один из Гавайских островов, названный потом в его честь; Иван Федорович Крузенштерн – начальник первой российской кругосветной экспедиции, основоположник океанологии в России, внес на карту тысячи километров берегов острова Сахалин. В начале XIX в. развивается и историческая наука. В Москве при университете открывается Общество истории и древностей российских. XIX в. – это еще и расцвет русской литературы. Стоит только упомянуть имена таких литературных мастеров, как А. С. Пушкин, Ю. М. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др., как ни у кого не останется в этом сомнений. На XIX в. приходится расцвет изобразительного искусства в России. На первом этапе лидирующие позиции занял классицизм. Он был представлен творчеством художника Карла Павловича Брюллова (1799–185 2). Реализм появился благодаря русскому живописцу и рисовальщику Павлу Андреевичу Федотову (1815–185 2). С развитием литературы и живописи непрерывно связано и развитие музыки. Большое место в музыкальной культуре отведено музыкальному коллективу «Могучая кучка», в которую входили выдающиеся композиторы М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Творчество этих композиторов было построено на традициях классической музыки, стремлении к национальности и склонности к программной музыке. Конец XIX – начало XX в. принято называть «серебряным веком» русской культуры. Его представители отходят от классических традиций в своем творчестве, главная идея которого – критический идеализм. В литературе наметилось новое направление – символизм. Другим крупным движением в литературе были футуристы, которые выступали за искусство будущего и призывали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Живопись «серебряного века» представлена такими художниками, как М. А. Врубель, Н. Рерих, К. Коровин и др.