Теологический подход к анализу преступности наиболее активно разрабатывался в средние века А. Августинои, Ф. Аквинским и др. Теологические трактовки преступности связывали общественно опасное деяние с происками дьявола и были основой карательной практики религиозных судов. В некоторых современных исламских государствах практика шариатских судов является весьма устойчивой. Понятие преступного связывается с крайними проявлениями зла, преступным считается посягательство на высшее добро. . . Преступник же — непосредственное воплощение зла»Основная криминологическая идея теологов: преступность — проявление зла. Преступление есть результат того, что человек либо отвернулся от бога, либо оказался во власти дьявола (сатанизм). Идеи, вырабатываемые в рамках теологического подхода к анализу преступности, достаточно сложны. Многие из них носят недоказуемый характер. В то же время они открывают новую грань бытия, новую плоскость изучения криминальных явлений. Они могут быть положены в основу соответствующих научных гипотез, имеют колоссальную мировоззренческую значимость. К числу таких идей относятся: 1) преступность есть зло. Отрицание ее — добро; 2) цель воздействия на преступность - движение общества к высшей справедливости посредством разрешения противоречий между добром и злом; 3) борьба с преступностью осенена богом 4) добро онтологически (по сути бытия) сильнее зла - в этом источник оптимизма тех, кто борется с преступностью; 5) религиозные меры воздействия на преступность имеют значительный антикриминогенный потенциал. Основные из них = проповедь, образец добропорядочности в деяниях и помыслах. С ними тесно связаны такие нетрадиционные меры воздействия на преступность, как молитва, медитация и т. п. 6) акцент в разрушающем воздействии на преступность каждый должен делать прежде всего на самого себя (самосовершенствование)