Абсолютизм (от лат. Absolutus - неограниченный, независимый) - формально неограниченная феодальная монархия, самодержавие. Одна из форм правления феодального государства, при которой юридически верховная власть в полном ее объеме принадлежит монарху. Соответственно в государстве нет органа, который бы юридически ограничивал его полновластие. В его полном распоряжении находятся "«главные орудия силы государственной власти» - армия и полиция. Государственный механизм А. Характеризуется рядом специфических черт. Его основу составляет бюрократический аппарат. Установлена всеохватывающая полицейская система слежки и надзора, мелочная регламентация общественной и частной жизни подданных. А. Представляет собой одну из разновидностей «полицейского государства». Государственный аппарат централизован. Армия (значительная по численности) является регулярной, в основном наемной. В соответствии с господствующей в тот период доктриной «божественного происхождения монархии», как бы персонифицируется в личности монарха, «божьей милостью» поставленного над людьми, правящего во имя некоего «всеобщего блага» и потому имеющего «высшее» право на их беспрекословное повиновение. Церковь подчинена светской власти. Вместе с бюрократией, армией и полицией она является опорой монархии. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к др. гос. органам. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. П. как система сложился гораздо позднее появления первого парламента (13 в.). Родиной П. по праву считается Великобритания. В ней уже в первой половине 18 столетия при Вальполе не могло бы существовать министерство, не пользующееся доверием палаты лордов, а в 1872 г. правительство Норта (North) принуждено было нижней палатой выйти в отставку. Первые короли ганноверской династии вновь делают ряд попыток отстоять независимость кабинета от палаты общин, и лишь с началом "викторианской эры" (1836 г.) связана, по общему мнению, дата водворения строго парламентского режима. Во Франции П. окончательно утвердился лишь в 70-х годах 19 в. В 19 в. происходит становление П. также в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии, Австро-Венгрии, Нидерландах, Бельгии, хотя в большинстве из указанных стран его окончательная победа состоялась уже после 1945 г. После Второй мировой войны в ряде стран происходит ревизия П. с целью придать ему большую устойчивость. В Германии вводится институт «конструктивного вотума недоверия» правительству, предполагающий отставку старого кабинета только после утверждения главы нового. Наиболее сильной реформе П. подвергся во Франции в 1958 г., где по новой Конституции установлена т. н. система «рационализированного П. », фактически создавшая полупрезидентскую модель республики. Для этой системы было жесткое ограничение основных прерогатив парламента, включая ограничение его главного - законодательного полномочия. К настоящему моменту парламентарный режим существует примерно в 1/4 стран мира, в т. ч. в Индии, Японии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Эстонии, Латвии, Израиле. Министерство (от лат. ministro - служу, управляю) - родовое название наиболее важных центральных органов гос. управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в 16-17 в. в. В России учреждены в 1802 г. Глава М. - обычно деятель, входящий в состав правительства. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (напр., США), или главы государства (напр., во Франции), в некоторых странах - на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (напр., М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т. д.), по принципам построения (внутренняя структура).