Под совершенной конкуренцией понимают экономическую модель, которая представляет собой идеализированное состояние рынка. К основным чертам совершенной конкуренции относят:
Важными показателями на рынке совершенной конкуренции являются:
Максимизация прибыли экономического субъекта (или минимизация убытков) осуществляется при равенстве величин предельного дохода и предельных издержек.
Для того, чтобы понять целесообразность деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, необходимо оценить:
Если рассматривать спрос для отдельного хозяйствующего субъекта, на графике он будет отражен как горизонтальная прямая линия. Это связано с тем, для всего рынка совершенной конкуренции размеры конкретного хозяйствующего субъекта ничтожно малы. Вся отрасль, в рамках которой функционирует такой рынок, будет иметь стандартный график спроса, то есть падающую кривую. Иными словами, для всего рынка совершенной конкуренции действует обычный закон спроса.
Необходимо также отметить предложение на рынке совершенной конкуренции. Его особенностью для конкретного хозяйствующего субъекта является то, что в краткосрочном периоде оно равно предельным издержкам. Графически это будет отображено посредством наложения двух кривых: предложения и предельных издержек.
Любая рыночная структура обладает механизмом саморегуляции. Рынок совершенной конкуренции не исключение. Так в любой отрасли такого типа рынка под влиянием факторов спроса будет осуществляться привлечение такого объема ресурсов, при котором произойдет увеличение (уменьшение) предложения на величину, необходимую для компенсации изменения спроса.
Достижения равновесия хозяйствующего субъекта в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции осуществляется посредством уравнивания цены, предельных издержек и дохода, а также средних издержек.
Среди основных аспектов равновесия в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции можно выделить:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически тождественно равенству спроса и предложения на данное экономическое благо. Хозяйствующие субъекты на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде должны осуществлять деятельность безубыточно для достижения равновесия на рынке.
В рамках долгосрочного периода происходит специфическое взаимодействие спроса и предложения. Так спрос любого хозяйствующего субъекта будет выступать как характеристика объема продукции, который производится при каждом уровне цен для того, чтобы достигнуть максимальной прибыли.
Однако при этом достижение высокой прибыли на рынке совершенной конкуренции привлекает на него иных субъектов хозяйственной деятельности, что приводит к необходимости снижения стоимости реализуемой продукции и вытеснению более мелких хозяйствующих субъектов с рынка. В это время на рынке происходят постоянные колебания, которые делают его менее привлекательным для новых хозяйствующих субъектов. Это можно объяснить тем, что в этом случае уже существующие на рынке субъекты будут получать нулевую бухгалтерскую прибыль, а экономическая прибыль, которая включает также неявные издержки производства, будет отрицательной.
Иными словами, особенностью долгосрочного периода является отсутствие стремления у хозяйствующих субъектов как покинуть рынок, так и попасть на него. Также у них не возникает необходимости повышать или понижать объемы производственной деятельности.
В целом можно выделить три основных момента на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде: