Современный рынок характеризуется:
Для того, чтобы промышленная организация успешно функционировала, необходимо, чтобы в своей деятельности она учитывала особенности, присущие рыночной экономике, а также ее динамизм. Одной из приоритетных задач для такой организации является создание конкурентоспособной продукции.
Экономические цели, стоящие перед организацией, следующие:
При этом не стоит забывать и об усилении влияния факторов риска, а также появлении преимуществ от свободного установления цен и самостоятельности в выборе поставщиков.
Таким образом, в современном мире организациям приходится разрабатывать свою стратегию развития с учетом интересов и требований потребителей. Является очевидным тот факт, что уверенность руководства и эффективное принятие решений зависит от того, насколько грамотно в стратегии определены будущие результаты деятельности и развития компании, отражены намеченные цели, а также сформированы способы их достижения.
Перед предприятиями постоянно возникают проблемы, которые требуют оценку будущего. Решения таких проблем основываются на применении различных вариантов прогнозов, которые будут характеризовать будущие перспективы развития не только организации, но и ее внешней среды. В связи с этим прогнозирование деятельности организации приобретает все большее значение в современном мире.
Помимо этого, не стоит забывать и о необходимости процесса планирования деятельности организации, так как это позволит в дальнейшем осуществлять согласованную работу всех подразделений организации, а также обеспечить ее развитие и сократить затраты.
Прогнозирование представляет собой хозяйственную деятельность, которая осуществляется с использованием упорядоченных правил. Главным в этом процессе является решение целевых задач, которые связаны с целью осуществления предпринимательской деятельности. То есть смысл начала предпринимательства, учитывая реальные условия деятельности, позволяет определить сектор рынка, в котором организация сможет осуществлять деятельность, быть конкурентоспособной и не останавливаться в своем развитии.
Таким образом, прогнозирование является системой количественных и качественных измерений, осуществляемых перед составлением плана с целью определения возможного состояния организации, а также результатов ее деятельности в будущем.
Прогнозы позволяют определить вероятность достижения целей, стоящих перед организацией. Чаще всего в них указывают степень возможного отклонения от той или иной цели, которое зависит от способов осуществления будущих действий, а также влияние факторов внешней среды, к которым относятся:
Рисунок 1. Факторы внешней среды
Прогнозирование является основой, позволяющей выявить закономерности развития организации с учетом постоянного процесса изменения воздействующих внешних и внутренних факторов. Помимо это оно позволяет определить рациональные способы поддержки устойчивости экономического положения компании.
Прогнозирование включает следующие этапы:
Наиболее важными факторами, оказывающими влияние на эффективность функционирования организации, являются:
Можно выделить множество факторов, но суть заключается в том, что эффективность деятельности организации зависит от того, насколько оптимально она их сочетает. А тот факт, что существующие ресурсы имеют склонность к сокращению, вынуждает создавать дополнительные условия для использования в процессе функционирования различных форм и методов согласования ресурсов и перечисленных выше факторов. Планирование относится к одной из таких форм.
Преимущества планирования заключаются в следующем: оно создает возможность для подготовки организации к использованию благоприятных условий внешней и внутренней среды, позволяет дифференцировать возникающие проблемы, улучшить согласованность осуществления деятельности подразделений организации, повысить профессиональную подготовку работников, рационально распределить имеющиеся ресурсы и т.д.
Главная цель, с которой в современном мире организации осуществляют процесс планирования – это максимизация прибыли за счет рационализации процесса производства. Однако не все процессы, происходящие в хозяйственной жизни компании, можно спланировать. Например, не поддаются точному планированию кризисы и забастовки.
Таким образом, планирование представляет собой разработку и корректировку составленных планов, которые включают предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности экономического субъекта на перспективу.
В России принято выделять два вида планирования: