Для того чтобы понять, что такое совершенная и несовершенная конкуренция, необходимо отразить понятие рыночной структуры.
Рыночная структура - это условиях, в рамках которых осуществляется функционирование рыночной конкуренции. Выделяют следующие основные критерии характеристики рыночной структуры:
В литературе выделяют разнообразные типы рыночных структур, но среди основных можно назвать следующие:
Таким образом, структуры, отраженные в данной классификации, отличаются друг от друга тем, насколько велика степень развитости конкуренции на рынке.
Иными словами, разница между различными рыночными структурами заключается в том, насколько велико воздействие хозяйствующих субъектов на рынок, а, в первую очередь, на процесс установления цен на нем. Чем меньше степень влияния различных субъектов на процессы, происходящие на рынке, тем более конкурентной является такая структура. Также необходимо отметить, что достаточно сложно встретить монополию и совершенную конкуренцию в реальной жизни.
Совершенная конкуренция представляет собой рынок, где существует огромное количество продавцов, которые реализуют похожие (однородные) экономические блага, и множество покупателей, которые желают их приобрести. На таких рынках никто не обладает правом диктовать свои условия или оказывать влияние на цены.
Среди основных черт, присущих рынку совершенной конкуренции, можно выделит следующие:
Господство рынка совершенной конкуренции можно отнести к периоду, когда преобладали небольшие хозяйствующие субъекты, использующие примерно одинаковые технологии и имеющие равные издержки производственной деятельности. В это время капитал мог довольно свободно перемещаться между различными отраслями экономики, как и иные факторы производства (например, труд, земля).
Таким образом, совершенная конкуренция является идеальным способом достижения равновесия на рынке. Это можно объяснить тем, что ни хозяйствующие субъекты, ни покупатели экономических благ не могут по отдельности оказывать влияние на ценообразование. На таком рынке соблюдаются общие правила рыночного поведения.
Под монополистической конкуренцией понимают такой тип рыночной структуры, предпосылками которого являются:
Дифференцированность экономических благ оказывает влияние на то, что, казалось бы, единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части – сегменты рынка. Она обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества: фирмы сознательно работают над новыми потребительскими характеристиками выпускаемой продукции с целью получения дополнительных прибылей. К факторам дифференциации продуктов относится качество, сервис, реклама.
Таким образом, рынок совершенной конкуренции имеет схожие черты с монополистической конкуренцией. Например, малые размеры хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке. Или невысокие барьеры проникновения на рынок. Но вместе с тем существуют определенные различия между двумя рыночными структурами. Среди основных можно выделить отсутствие идентичности продукции, производимой на рынке, по потребительским характеристикам, а также «непрозрачность» информации в рамках монополистической конкуренции.