Модель рынка совершенной конкуренции


Модель рынка совершенной конкуренции

Понятие рынка совершенной конкуренции

Любая рыночная структура характеризуется определенной конкурентной борьбой между различными хозяйствующими субъектами. Такая борьба может осуществляться как на свободных условиях, когда никто из субъектов рынка не может влиять на его конъюнктуру, так и на несвободных, в случае с которыми только часть хозяйствующих субъектов обладает властью над большей частью рынка и диктует собственные условия. Такое описание позволяет выделить совершенную и несовершенную конкуренцию.

Замечание 1

В литературе под совершенной конкуренцией понимается такая ситуация на рынке, при которой ни один из его субъектов не может оказать влияния на ценообразование, а также на величину спроса и предложения.

Также встречаются такие названия совершенной конкуренции, как:

  • Полипония – ситуация, когда на рынке преобладает множество продавцов;
  • Полипсония – ситуация, когда на рынке господствует множество покупателей.

Условия совершенной конкуренции

Всем известно, что любая рыночная экономика не может развиваться без конкурентной борьбы на рынке. В рамках рынка совершенной конкуренции экономистами выделяется несколько условий, которые позволяют говорить об эффективном развитии рыночной структуры и экономики в целом. К ним относится:

  1. Осуществление сделок купли-продажи на рынке совершенной конкуренции должно происходить только под воздействием законов спроса и предложения;
  2. Наличие множества продавцов и покупателей на рынке, которые вместе способны осуществляться свободное ценообразование (их количество не должно быть ограниченным);
  3. Однородность, идентичность производимых экономических благ, позволяющие говорить о здоровой конкуренции между производителями. Иными словами, на рынке совершенной конкуренции должна осуществляться реализация товаров с одинаковыми стандартными свойствами;
  4. Доступная информация для всех субъектов рынка (о ценах, величине спроса и предложения, количестве продавцов и покупателей и т.д.)
  5. Отсутствие барьеров для выхода на рынок (для новых хозяйствующих субъектов) и свободный выход из него (для уже существующих);
  6. Свободное перемещение различных факторов производства, что позволяет избавиться от лишних ресурсов или привлечь дополнительные в случае необходимости;
  7. Одинаковые условия конкурентной борьбы для всех субъектов рынка совершенной конкуренции.

Таким образом, совершенная конкуренция – это такое идеализированное состояние рынка, создание которого представляется практически невозможным, но всегда должно быть к чему стремиться.

Проблемы рынка совершенной конкуренции

К основной проблеме, которая оказывает влияние на формирование рынка совершенной конкуренции, относится использование производителями различных рекламных технологий. Это приводит к тому, что продукция преподносится потребителю более идеализированной и не отражается большинство отрицательных качеств товара.

Помимо этого важной проблемой является применение в своей деятельности методов промышленного шпионажа, а также копирования лучших образцов продукции у своих конкурентов и искусственное увеличение издержек производства.

Для того, чтобы говорить о том, что хозяйствующему субъекту целесообразно продолжать деятельность в условиях совершенной конкуренции, нужно проверить выполнение следующих критериев:

  • Для долгосрочного периода – это наличие неотрицательной экономической прибыли;
  • Для краткосрочного периода – это непревышение убытками размера постоянных издержек.

Предложение и спрос в условиях совершенной конкуренции

К рынку совершенной конкуренции можно отнести такие рыночные структуры, как рынок ценных бумаг, иностранных валют, рынок продукции сельского хозяйства. В целом, в остальных отраслях национального хозяйства страны сложно представить в текущих условиях образование рынка совершенной конкуренции.

При этом рынок совершенной конкуренции является оптимальным вариантом для всех хозяйствующих субъектов, так как получение максимальной прибыли или убытков может происходить только в течение короткого временного отрезка. Но в случае с долгосрочным периодом не всегда является верным решением начать деятельность именно на таком рынке. Это объясняется тем, что отсутствие барьеров на вход и выход из отрасли, которая позволяет получить слишком высокую прибыль, привлекает на данный рынок других хозяйствующих субъектов, а убыточные организации терпят банкротство и уходят с рынка. Иными словами, беспрепятственное «хождение» по рынку не позволяет хозяйствующим субъектам долго задерживаться на нем.

Если рассматривать предложение на рынке совершенной конкуренции, то оно может быть совершенно разным. Так в краткосрочном периоде оно является совершенно неэластичным в связи с тем, что хозяйствующий субъект вынужден подстраиваться под спрос, изменяя только собственную цену. А изменяясь от среднесрочного периода к долгосрочному оно ставится совершенно эластичным. Этого позволяют достичь перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности и т.д.

Спрос на рынке совершенной конкуренции графически может быть отражен как горизонтальная линия, то есть для отдельного хозяйствующего субъекта он является абсолютно эластичным. Для всей отрасли кривая спроса будет типичной нисходящей кривой. Это объясняется тем, что один хозяйствующий субъект не оказывает никакого влияния на ценообразование, и реализация товаров по установленной цене может осуществляться в любом количестве. Цена одной единицы экономического блага для покупателя выступает как предельный и средний доход для производителя. Следовательно, кривая предельного дохода и спроса отдельного хозяйствующего субъекта, являющегося совершенным конкурентом, совпадают.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :