Греческая философия


Греческая философия

Определение 1

Греческая философия - это наука, которая абсолютно тождественна философии как таковой и оказала определяющее влияние на всю историю вплоть до сегодняшнего дня.

Данная сфера включает в себя огромный период древнегреческой истории: зарождается примерно VI в. до н.э. и кончается в V или VI в. н.э. Человеческий разум у греков был освобожден от власти богов, однако в своей повседневной жизни данный народ полностью доверял доводам разума, и полагался только на самого себя.

Важнейшим и неожиданным открытием разума для древних греков выступает закон.

Определение 2

Закон (nomos) – это разумные установления, которые были приняты всеми жителями города и были абсолютно обязательные для всех горожан.

Полисный характер греческой жизни сформировал в философии несколько важных направлений, которые определяли гражданский характер общественной жизни и роль личностного начала:

  • этика;
  • созерцательность;
  • проблема космической гармонии;
  • подлинная природа мироздания.

Раннегреческая натурфилософия

Указанный способ философствования являлся основным критерием миропонимания, в котором главную роль играет воссоединение человека с природой и богами. Греки были уверены, что общество не должно останавливаться на феноменах, а обязано постоянно находится в поисках подлинной природы в себе и обращаться к началам мироздания.

Природное окружение человека, его жизнь и смерть, все жизненные отправления описываются известными греческими исследователями наглядно и образно. Эта наглядность можно отчетливо увидеть в изображениях, которые демонстрируют мир полностью обжитым и освоенным человеком.

Замечание 1

Космос, по убеждениям греков, был не абстрактная моделью вселенной, а человеческим бессмертным миром.

Философские школы греков

Пифагорейская школа

Рисунок 1. Пифагорейская школа

Школы философии в Греции были свободными корпорациями, которые имели характер религиозного мощного союза. Вокруг главы школы (схоларха) собирались многочисленные единомышленники и друзья, которые часто распределяли между собой научный труд.

За ними уже без сомнения шли ученики в неразрывном смысл. Известно, что в некоторых школах длительный искус предшествовал официальному принятию ученика в учреждение. Первою из таких философских школ была милетская школа, основателем которой был Фалес (прибл. 624-545), за ним следовали Анаксимандр и Анаксимен.

Фалес утверждал, что началом всего сущего является вода, а затем уже воздух. Помимо установленных в древнегреческом обществе философских положений мыслителю приписывают и специальные математические исследования, в которых ученые смогли рассмотреть три основных определения:

  • единство во множестве;
  • вечно неизменную и единую субстанцию сущего;
  • вечный процесс жизни.

Пифагорейцы представляли синтез единства, которое они признавали основой всего существующего. Совершенно другой характер носила философия элейской школы, представители которой верили в абсолютное единство Истины.

Замечание 2

В этой борьбе - внутреннее спокойствие и согласие; в этом бесконечном движении - слово и вечный закон космоса.

Эпоха эллинизма



Рисунок 2.

Указанный период времени знаменует крушение всех существующих полисных идеалов, как создание абсолютно новых и уникальных моделей космического пространства. Основные течения данной эпохи:

  • эпикуреизм;
  • стоицизм;
  • кинизм.

Эпоха Эллинизма повлекла за собой создание жизненного идеала личности и отказ от создания фундаментальной философии. Греки начали демонстрировать выраженный крен в сторону этики, причем весьма односторонней, которой отстаиваются пути достижения невозмутимости.

Итог был один – полное крушение культуры и философии, созданных на рационализме и личностных интуициях, которые раннее обосновывали единство и гармонию человека с природой.

Новую эпоху в истории греческой философии открывает собою Сократ (469-399), который решил полностью отказаться от физики как недостоверного умствования. В течение всей своей жизни мыслитель пытался свести людей «с неба на землю» и перенести свои научные исследования в нравственную область.

Сократ постиг и внутреннюю духовную ценность, нравственное достоинство каждого человека как свободного и разумного существа. В этой правде, по мнению философа, и заключается наша истинная цель, наше личное счастье и общее благо. Более глубоко развил идею Сократа Платон (427-347), что постепенно внедряет его учение в умозрительный идеализм.

Определение 3

Идеализм – основа этического миро созерцания, определяющая истинное и живое действие, которое не относится к материальному миру и не приложимы к нему.

Еще при жизни Платон собрал в своей "Академии" талантливых ученых, среди которых Аристотель и выдающиеся математики Филипп Опунтский и Гераклид Понтийский. После Платона наряду с академией развиваются крупные школы эпикурейцев, стоиков и скептиков, сходящихся в интересах и своей практической тенденции. Физика и метафизика начинают терять самостоятельный интерес, а этика продолжает постепенно завоевывать лидирующие позиции и становится философией по преимуществу.

Замечание 3

Нравственный кризис вызвал потребность в морали, основанной на истинном знании, а стремление узнать природу вещей становится главным желанием древнегреческого общества.

В неизменной форме смогло сохраниться до IV в. по Р. X. учение Эпикура (342-260), который создал свою уникальную этику личного довольства теории познания и атомизме Демокрита. Идеал "мудрого", по мнению мыслителя подходит к идеалу стоической "невозмутимости" и заключается в индивидуальном счастье.

Полноценное развитие субъективизма в морали Эпикур показывал в своих учениях пытаясь разработать правила поведения в результате получения абсолютной невозможности объективного знания. Скептическое воздержание от всякого суждения о вещах и поступках приводит ученого к истинной мудрости и к полному безразличию.

Эклектический характер греческой философии

Начиная именно со II в. философия в Греции принимает некий эклектический характер, поэтому противоположности школ начинают сглаживаться в силу уступок, вследствие преобладания и общности нравственных интересов.

Ученики греков постепенно усиливают практическую тенденцию данного периода и его эклектизм. Главным рассадником эклектизма была новая Академия, представители которой утверждали, что без истины нет и вероятия. Мыслители искали данный критерий в общем согласии всех философов, в результате чего возродился скептицизм.

Среди школ и философов этого периода особого внимания заслуживают неопифагорейцы, соединяющие стоическое работы с дуализмом Платона при помощи пифагорейской символики. Наиболее известны из них Модерат и Аполлоний, мистика которых послужила зародышем неоплатонизма.

Определение 4

Неоплатонизм - учение чисто эллинское в существенных своих очертаниях, представляющее собой свод всей идеалистической философии греков.

Данное направление появилось среди школы известных комментаторов Аристотеля и Платона, которые допускали только отрицательные определения, а материальный источник бытия и красоты как положительный критерий. Неоплатонизму соответствует ряд восходящих ступеней, благодаря которых дух человека сможет восходит к своему божественному Началу.

Помимо важного влияния на стабильное развитие христианской мысли, вся средневековая наука определяется битвой платоников с аристотеликами наряду с развитием прогрессивных учений Аристотеля и Платона.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :