Аврелий Августин — влиятельный богослов, философ, политик, епископ Гиппонский. Его годы жизни приходятся на 354 по 430 год н.э. Аврелий Августин является святым в православной и католической церквях, при этом в православной церкви он известен как Августин Блаженный. Его путь к христианской вере лежал через скептицизм и философию неоплатонизма. Он является основоположником христианского неоплатонизма, получившего название августинизма. Августинизм просуществовал до XIII века, и был заменен аристотелизмом Фомы Аквинского и Альберта Великого.
Он является одним из крупнейших представителей христианской философии в западной патристике. Его наследие, по мнению исследователей, выходит за пределы догматики, религии, философии, он стоит у истоков западной средневековой культуры в целом.
Аврелием Августином были сформированы важнейшие этические положения средневековой философии. Его творчество можно условно подразделить на периоды:
В трактате «О свободном выборе» отражены основные идеи философии Аврелия Августина. Смысл человеческой жизни в этой работе понимается как стремление человека к высшему благу. Достичь же высшее благо возможно только благодаря доброй воле, под которой подразумевается стремление «жить правильно и достойно на пути к высшей мудрости». Другими атрибутами доброй воли являются справедливость, умеренность и мужество.
Философию Августина Блаженного называют волюнтативной метафизикой, потому что он много внимания уделяет природе доброй воли человека. Он стремится ответить на вопросы «Что лежит в основании доброй воли?», «Почему воля человека не всегда оказывается доброй?». Его идеи в последующем будут подхвачены Декартом и Дунсом Скотом.
Высшим принципом волеизъявления является воля человека. И она сама выбирает какой ей быть, воля свободно стремится к одному из начал — добру или злу. В этике Августина воля называется понятием «среднее благо» или «промежуточная возможность», так как она по своей природе не добрая и не злая.
На вопрос не лучше ли жить человеку без возможности свободно выбирать, Аврелий Августин отвечает отрицательно, именно наличие свободной воли отличает человека от других живых веществ.
Согласно учению Августина до грехопадения первые люди обладали свободной волей, после грехопадения люди стали зависимы от своих желаний и не могут не грешить. Иисус Христос приносит в жертву себя ради спасения человечества, показывая повиновение воле Отца. Человек, который следует заповедям Иисуса и воспринимает волю Бога как свою собственную, сможет спасти свою душу и его ждет царство небесное.
Вопрос о предопределении — один из сложнейших вопросов в христианской философии — решается у Августина следующим образом. Возможность творить добро дана только тем, кому ниспослана благодать Божия. Эти люди избраны. Вместе с тем человек является нравственно-свободным существом и может осознанно предпочесть зло добру.
В теории познания Августина большое значение отведено разуму. Смысл существования человека — счастье, но счастье это он может обрести только путем познания. Но только познание Бога. Он считал изучение природы делом напрасным, и настаивал на ограничении познавательной деятельности. Эта точка зрения утвердилась и просуществовала все средние века.
Августин отметил роль воли в процессе познания, что стало нововведением в философии познания.
Он выделяет следующие ступени познания истины:
Аврелий Августин — представитель латинской патристики, который соединил идеи неоплатонизма и христианства. Он ввел идею о несуществовании зла, зло есть следствие отсутствия добра, при том, что добро абсолютно, а зло относительно.
Августин занимался изучением личности, как результата возникающих противоречий между волей человека и Божественной волей. При этом, он разделял мысль Платона, о душе и теле, как оболочке для души. Но для Августина тело — это не простая оболочка. Человек был создан Богом по своему образу и подобию, поэтому требует достойного уважения и почтения не только душа, но и тело. После конца света и Судного дня человек сможет обрести свою телесность в новой мире, согласно Священным Писаниям.
Августин Блаженный выдвигает три этапа в доказательстве Бога: