Философия представляет собой особую науку о мышлении, которая приобретала свои основные принципы и понятия в период античности. Базовые концепции о возможностях и методах человеческого познания этого мира сформированы в древних философских школах.
Элейская школа философии – одна из самых старых в Древней Греции, существование которой ученые к VI – первой половине V века до нашей эры.
Рисунок 1. Элейская школа философии
В то время как другие мыслители были заинтересованы вопросами естествознания, элеаты начали рассуждать совершенно в другом направлении: они исследовали жизнь народа и его бытие, благодаря чему стали основоположниками онтологии.
К элейской школе исследователи истории относят Зенона, Мелисса и Парменида. Некоторые причисляют к ней Ксенофана, который был наставником Парменида, из-за этого его даже считают основателем этого учебного учреждения. В действительности философ не был «официальным» основателем элейской школы, однако своими новаторскими идеями положительно повлиял на мысли мыслителей.
Элеаты своими учениями хотели доказать и рационально объяснить создание мира, используя установленные в обществе философские понятия, такие как «небытие», «бытие» и «движение».
Абсолютно все предшествующие ученые только декларировали свои необычные взгляды на мир, то представители элейской школы первые начали считать оценку телесного чувственного мира как «иллюзорного», так как в те времена ему был противопоставлен сам «истинный» и умопостигаемый мир.
Рисунок 2. Идеи элеатов
Учение элеатов невозможно представить и учредить в определенные тезисы, которые будут понятны каждому. Любое новое философское течение – это живой и систематизированный процесс общего познания ложности или истинности всех существующих теорем через некую призму жизненного опыта. Как только научный подход в правильном познании природы и общества представляются в качестве конкретики, он сразу воспринимается критерием критического анализа и последующего отрицания.
Вечность духа, единства общества и неизменность сущего – эта концепция провозглашалась ещё Ксенофаном, а затем была быстро воспринята всеми элеатами.
Современные ученые выделяют такие основные идеи представителей элейской школы:
Элеаты видели определенную цель в своих утверждениях и пытались донести до общества свою правду. Древние мыслители действовали по уникальному принципу познания этого мира, четко представляя его в своих школах.
Экзегетика - определенный стиль истолкования мнений и взглядов, который изначально определен историей, типом мышления эпохи, культурой и индивидуальным подходом исследователя.
Следовательно, в философских направлениях канонизация полностью отрицается и считается неприемлемой, так как все учения, облаченные в слова, сразу начинают терять свой основной принцип. Одно и то же утверждение в рамках разнообразных парадигм изменяет свою смысловую рациональную нагрузку.
Элейская школа философии, ключевые идеи которой всегда интерпретировались одинаково в разные исторические периоды, является прямым доказательством следующего факта. Важна целесообразность и систематичность соотношения концепций, в параметрах которых осуществляется исследование и сама цель изучения феномена.
Историческое и научное значение учений элеатов крайне важно и велико в становлении современного общества. Так, именно представители элейской школы первыми доказали, что обыденное и привычное представление о простых предметах и мироздании в общем не соответствует реальности, которая постигается разумом.
Элеаты выделили важные чувственные впечатления, которые формируют неполное представление, и разумное постижение создания вещей, приводящее к действительности и истине. Элеаты основали идеалистическую диалектику, но их диалектика сильно отличается от объективной диалектики Гераклита.
Идеи элеатов полностью развил Платон, взяв их за основу своего нового идеалистического учения. При всём этом древние философы так и не смогли разрешить серьезные вопросы, напрямую связанные с открытыми антиномиями.
Развиваясь как метафизическая, философия элеатов была направлена на натурфилософское познания бытия и мира.
В результате вполне ожидаемым итогом такого относительно нестабильного развития элейской школы стала её связь с иными популярными направлениями в философии – софистикой и эристикой. Тем не менее, некоторые поставленные задачи и цели остались нерешенными до сих пор.
Это можно наблюдать в учении о летящей стреле: в определенный момент времени она полностью неподвижна, следовательно, движения не может быть. Полного и правильного решения указанной апории нет, однако вполне понятно, что благодаря этому вопросу элеаты хотели доказать, что природа движения не соответствует времени и мысленным моделям.
Представители определенной школы философской науки - это мыслители конкретной исторической эпохи, которые объединены одним мнением и принципом, пытающиеся представить его ограниченной области человеческого познания:
Элейская школа античной философии, для которой вся существующая в те времена категория Бытия стала центром учения, сформировала уникальный постулат о неизменности и статичности всего сущего. Истинность была доступна для познания человеческим разумом, однако на практике сформировались только ошибочное мнение о свойствах природы.
Элеаты ввели понятие «Бытие», ставшее главным для мирового философского осмысления. Позже последователи этого направления назвали представителей элейской школы диалектиками.
Диалектика – конкретная область науки, изучающая единство противоположностей, благодаря чему получила в XVIII статус основной методологии философского познания.
Именно благодаря работам элеатов впервые были озвучены вопросы об истинности нашего познания и недостоверности общественного мнения, которое базируется на личных суждениях и является только неправильным восприятием действительности. В классический период становления древней науки взаимоотношение мышления и бытия как ключевых философских концепций стало универсальным методом, который осуществил основное разграничение сфер онтологии и гносеологии.
В истории философской мысли правильная постановка вопросов более важный элемент познания, нежели все варианты поиска ответов на вопросы. Поскольку вопрос всегда указывает на границы человеческих возможностей, а следовательно, перспективу истинного рационального поиска.