Экзистенциальная философия, или экзистенциализм, или философия существования – крупное и значимое направление философии XX века. Центральная проблема экзистенциальной философии – это существование человека. Экзистенциализм формировался в одно время c близкими ему философским направлениями, такими как персонализм и философская антропология. От этих течений, экзистенциальная философия отличалась тем, что своей ключевой задачей ставила преодоление, а не раскрытие человеком своей сущности.
Экзистенциализм – это одно из самых влиятельных и значимых течений общественной мысли в современном мире. Экзистенциальная философия сформировалась в первой половине 20-го столетия, однако зачатки её появились намного раньше. Датский мыслитель 19-го века Сёрен Кьеркегор в своих философских разработках заложил основы экзистенциализма.
Характерными чертами экзистенциализма, в первую очередь, являются пессимистическая интонация и трагическая окраска большей части свои положений. В становление и развитие философии экзистенциализма внесли вклад влиятельные и значимые философа со всего мира. В Германии – это Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер. Во Франции – Альбер Камю и Жан Поль Сартр. Среди русских мыслителей, относящихся к экзистенциализму нужно отметить Николая Бердяева и Льва Шестова.
Сегодня принято выделять несколько ключевых течений в экзистенциализме:
Необходимо отметить, что ряд исследователей считает, что такое разделение является условным. Условность этого разделения объясняется тем, что для многих философов атеистического экзистенциализм положение, заключающееся в том, что Бог умер, связано с признанием представителей этого направления невозможности жизни человека без Бога.
Среди фундаментальных вопросов экзистенциальной философии необходимо выделить следующие:
Данные вопросы очень важны для любого человека, который задумывается над своей жизнь. В связи с этим философия экзистенциализма остаётся популярной и значимой и сегодня.
Датского религиозного мыслителя Сёрена Кьеркегора (1813 - 1855 гг.) принято считать ключевым предшественником всей экзистенциальной философии. В философских построениях Кьеркегора содержатся истоки экзистенциализма как специфического учения. Именно Кьеркегор был первым философом, создавшим антитезу «экзистенции» и «системы», причём под «системой» подразумевалась система немецкого мыслителя Гегеля. В противовес философскому учению Гегеля, в котором бытие растворялось в мысли, иными словами бытие до самых мелких деталей было проницаемо мышлением, Кьеркегор считал, что экзистенция представляет собой нечто, которое всегда уходит от понимания посредством абстракций. Из этого положения Кьеркегора следует тезис, заключающийся в неприменимости научного метода в самопознании человеческого существа.
Экзистенция, согласно взглядам Кьекегора, есть «внутреннее», постоянно переходящее в бытие внешнего вещественного мира. Так как бытие вещей представляет «неподлинное существование» человека, обретение экзистенции предполагает важный решающий выбор, и только через такой выбор человеческий индивид переходит от созерцательно-чувственного способа бытия, определённого внешними факторами окружающей среды, к «самому себе», единственному и неповторимому. Этот путь Сёрен Кьеркегор, в противовес Гегелевской диалектике, назвал «экзистенциальной диалектикой».
Кьеркегор выделил три ключевых стадии, а именно стадии восходящего движения к «подлинному существованию» человека, другими словами к экзистенции:
Существо первой стадии восхождения человека к подлинному существования, стадии эстетической заключается в определении человеческого существования факторами предметного мира, иными слова на этой стадии человек живёт удовольствиями. На данной стадии выбор происходит в банальной, примитивной форме, так как человеком выбирается только объект, а само влечение задано заранее непосредственно-чувственной стихией жизни человека. Существо второй стадии, этической, – это долг. На этической стадии уже происходит самоопределение индивида, однако пока ещё чисто рассудочным способом, согласно установленным моральным нормам.
Кьеркегор утверждал, что абстрактность законов морали в полной мере человек преодолевает лишь на религиозной стадии. На третьей стадии, религиозной, человек чрезвычайными усилиями своей воли отказывается от привычек существования, всем свои существом принимает страдание как основополагающий принцип существования, и таким образом приобщается к доле распятого Иисуса Христа. Философские взгляды Сёрена Кьеркегора продолжительный период времени существовали как изолированный феномен духовной жизни стран Скандинавского региона. Широко известным философским направлением экзистенциализм стал только после первой мировой войны.
Экзистенциализм поставил вопрос, а почему философия занимается многочисленными и разнообразными вопросами и проблемами: материей, духом, сущностью бытия, Богом, природой познания, но не акцентирует почти никакого внимания на человеке, кроме того растворяет определённого человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, не отнесенных к нему вопросах? Сёрен Кьеркегор утверждал, что философии необходимо обратиться к человеку, к повседневным, маленьким и серьёзным проблемам, оказать человеку помощь в поисках истины, понятной ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеческому индивиду сделать его внутренний выбор, осознать собственное я.