Христианская философия и ее периоды


Христианская философия и ее периоды

Понятие "христианская философия"

Определение понятия "христианская философия" достаточно размыто. Христианская философия — это философия, вытекающая из веры. Ее следует отличать от догматики, которая является философией веры. Под христианской философией понимается мировоззрение, основанное на отрицании автономности человеческой мудрости и философии по отношению к вере. Это мировоззрение как учение об истине требует христианской веры, дающее философам максимум творческой свободы.

В христианской философии выходят на передний план такие вопросы, на которые философы посредством чистого разума не могли бы дать четких ответов. В рамках же христианской философии ответы на эти вопросы выводятся откровением: понятие творения; природа, как реальное и содержательное, завершенное сверхъестественным порядком.

Следует отметить, что для философии, как системы, (которая затрагивает все формы ментальной деятельности, и все области духовной жизни) зародившись в античности была характерна и богословская сторона, которая соответствовала религиозному сознанию античности. Ранняя христианскаая мысль не воспринимала идеи античной философии. И только в процессе развития христианской философии в Средневековье отцами церкви стали адаптироваться идеи античных философов. Принято считать, что зарождается христианская философия в III веке. В это время Климентом Александрийским и Оригеном закладываются основные проблемы христианской философии.

Патристика и схоластика

Наибольшую актуальность среди философов христианская философия приобрела в Средние века. Именно в Средневековье выделяются два основных периода христианской философии: патристика и схоластика.

Определение 1

Патристика — это философские и теологические воззрения религиозных представителей христианства в послеапостольские времена.

Патристика зарождается во II-III веках, когда образованные представители христианских убеждений стали выступать в защиту своей веры, применяя способы аргументирования, которые были сформированы античными философами. Защита, оправдание христианами убеждений гонимой церкви получила название апологетики.

Вторая задача патристики — экзегеза, то есть объяснение. Патристика предполагает учение отцов церкви. Труды отцов церкви писались как на латинском, так и на греческом, существует деление христианских средневековых философов по этому принципу. Представителем латинской патристики является Тертулиан, которому приписывается максима «верую, ибо абсурдно». Его знаменитый вопрос «Что общего у Афин и Иерусалимы, у Академии и церкви?» положил начало растущей контраверзы знания и веры.

Афанасий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Василий Великий занимались решением тринитарной проблемы (о единосущности Троицы), путь спасения они видели в обретении духовности. Задача экзегезы решалась при помощи отрицательной теологии, или апофатической теологии. Она предполагает поиск ответов, на вопрос "Что не есть Бог?" «Ареопагитики» - труд, соединивший в себе апофатическую и катафатическую (положительную) теологию. К восточной патристике также относят Иоанна Дамаскина.

Определение 2

Схоластика — это систематизированная философия средневековья, основанная на соединении христианских идей и философии Аристотеля.

Схоластический период также разделен на три этапа:

  • IX-XI век. Начальный этап Боэций, Эриугена
  • XI-XIV века. Зрелый приод
  • XIV век. Схоластичсекий период идет к своему завершению (У.Окком, Буридан).

Схоластика зарождается в XI веке. Возможность систематизирования христианской философии появляется с появлением различных школ и развитием городов. Представители этого направления были убеждены, что Бога можно доказать при помощи формальной логики, возможности рационального познания сущего.

Значительной фигурой этого периода является Ансельм Кентерберийский. В своих трактатах философ создает естественное объяснение Бога, а также доказывает существование Бога только в самом понятии Бога. Согласно его трактатам даже безумец, утверждающий не существование Бога, тем не менее понимает смысл этого понятия. Наличие идеи Бога в сознании человека, таким образом, является доказательством объективного существования Бога.

Аврелий Августин — представитель латинской патристики, который соединил идеи неоплатонизма и христианства. Важнейшими идеями были идеи о не существовании зла, зло есть следствие отсутствия добра, при том, что добро абсолютно, а зло относительно.

Золотым веком схоластики становится XIII столетие. В это время сформировал свои основные идеи Фома Аквинский, который занимался христианизацией философских идей. К этому времени попытки соединить идеи Аристотеля с христианским учением стали исчерпывать себя. Адаптированием его идей и занялся Фома Аквинский. Его учение легло в основу ведущего католического направления — томизма.

Философ выделяет пять доказательств существования Бога:

  1. От движения. Все движимо какой-то силой, а это значит, что есть определенная первичная сила, источник движения всего.
  2. От причины. У любой вещи есть своя причина, а это значит, есть и первопричина всего Бог.
  3. От необходимости. Случайное всегда зависимо от необходимого, а это значит, что есть первоначальная необходимость — Бог.
  4. От степеней совершенства. Все вещи имеют определенные степени качеств по отношению друг к другу, следовательно есть абсолют, высшее совершенство.
  5. От целесообразности. Тот факт, что все вещи имеют определенное предназначение говорит о том, что есть разумное начало, придающее всему смысл.

Вместе с развитием христианской философии усиливается тенденция разделения, секуляризма, философии от богословия. Так например, Фома Аквинат считает, что с философской точки зрения невозможно сохранить идею о «начале» мира.

Замечание 1

В этом случае речь идет не о примирении чистого разума с откровением, а о полном разделении одного от другого. Эта тенденция в итоге имела сильнейшее влияние на ход развития всей западной философии, в которой философия полностью отделена от духовного познания. Философия, для которой характерна внерелигиозная установка, что по мнению представителей христианской философии ошибочно. Так как познание невозможно только на основе чистого разума.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :