Христианская схоластика


Христианская схоластика

Отличительной особенностью средневековой философии Западной Европы считается прямая зависимость религии и философии. В указанный период философские учения были христианскими по своим целям и развивалась преимущественно церковнослужителями.

Христианская идеология возникновения мира, новые учения о Боге, человеке и бытие стали определяющим давление на средневековую мысль и задали ее правильную тематику. Схоластика возникает как рационализация общего христианского вероучения.

Схоластика

Рисунок 1. Схоластика

Замечание 1

Цель схоластики – систематизировать и упорядочить существующую в обществе догматику и представить ее в легкой и понятной форме для восприятия «простецами».

Главным инструментом такого упорядочения христианского учения по следующим причинам стала философия:

  • при помощи разума можно проникнуть в истины веры;
  • философские идеи способны избежать нежелательной критики святых истин;
  • посредством философии возможно придать систематическую форму религиозным истинам.

Ранняя христианская схоластика тесно связана с возрождением небывалого ранее интереса к знанию. Мышление общества в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке важных жизненных вопросов.

Среди наиболее значимых проблем указанного религиозного направления были следующие:

  • взаимосвязь знания и веры:
  • проблема общности, то есть универсалий;
  • согласование господствующей в те времена аристотелевской логики и других типов познания;
  • согласование религиозного опыта и мистических процессов.

Как всякая развитая теория, которая смогла достичь пределов своего теоретического развития, схоластика быстро становится абстрактной и представляет свои учения в виде христианской философии, которая в этот период достигла невероятных высот своего развития.

Замечание 2

Впоследствии слово «схоластика» стало синонимом логического догматического мышления, которое включало в себя только конкретные и далекие от жизни понятия.

Явление христианской схоластики ученые связывают с освоением мыслителями философского масштабного наследия Аристотеля, которое явилось на территорию христианского Запад в сопровождении греческих комментариев.

Таким образом, схоластическая философия средневековья развивалась под воздействием арабо-мусульманской науки. Наиболее востребованными школами схоластики древнего Запада были учреждения номиналистов и реалистов, которые в результате распались из-за проблемы универсалий.

Проблема универсалий

Проблемы универсалий

Рисунок 2. Проблемы универсалий

Сущность указанной проблемы означает непонимание общих понятий, которые можно наблюдать в соотношении вещей и идея. В рамках христианского вероучения данный вопрос быстро приобретает еще один важный аспект: как соотносятся в реальности божественный разум и воля?

Опыт творчества всего человечества указывает на очевидный ответ: изначально в уме возникает идея, которая вскоре воплощается в действительности в виде вещи, а разум – воле.В каждом дне уникального творения: «И увидел Бог, что это неплохо», создает особое впечатление, что Бог творил мир на бессознательном уровне и только в конце осознал содеянное.

Большое внимание отводилось и конкретно философии. Понятное дело, что научное просвещение древних народов изначально шло довольно хорошо, так как люди, словно маленькие дети, наивно верили и слушали науку древности.

Замечание 3

Проблемы схоластики заключались в том, что было необходимо объединить в единое целое эти два направления и взять из каждого из них только самое лучшее.

Реалисты утверждали, что все идеи существуют реально, как мысли в уме Бога. Соответственно, божественный разум становился первичным по отношению к первостепенной божественной воле. Номиналисты же настаивали на том, что универсалии выполняют роль неких наименований, поэтому не могут предшествовать понятиям.

Определение 1

Проблема универсалии – это соотношение идей в вещах, которое должно стать реальным в единичных видах.

По мнению исследователей, целостность вещей может заключаться только в целостных вещах, но никак не в них самих. Общее имеет только значение для исследования большого класса индивидов и существует только в мышлении, но не вне его.

Расцвет христианской схоластики

Расцвет указанной философии имеет прямое отношение к возникновению университетов. развитие и создание таких высших учебных учреждений, а также появление квалифицированных преподавателей дали хороший толчок для более крупных систематических, подтвержденных с научной точки зрений сочинений.

Образ схоластики создает в обществе приспособление многочисленных трудов Аристотеля, труды которого мгновенно входят в университетскую традицию. Арабская рецепция самого мудреца и его неоплатонистские положения сочинений привели к внезапному пантеистическому восприятию самого ученого.

Церковные главы и авторитеты начали выступать против принятия учений Аристотеля, запрещая ученикам читать и комментировать его работы. Таким образом, эволюция высокой христианской схоластики отмечено «конфликтом с Аристотелем», в котором противостояли друг другу представители католических орденов господствующей аристотелевской направленности.

Философия базировалась на естественных и разумных истинах, в то время как богословие включало в себя божественное откровение, которое было «сверхъестественным». В схоластики верующие пытались найти истину, но только отчасти, так как это течение лишь показывает, каких пределов может достичь человек в своем познании.

Помимо этого, в схоластической традиции следует отметить стремительное развитие естественнонаучного и логического направлений.

Эпоха поздней схоластики

Этот период времени возможно охарактеризовать как эпоху неожиданного упадка средневекового философствования, в результате чего номинализм оказался под влиянием метафизических систем старых школ, поэтому и не дал новых концепций и идей. Старые школы в конфликте о природе комплексных понятий защищали позицию вполне умеренного реализма.

Определение 2

Умеренный реализм – синтез снятия веры и знания, который предметом реальных наук видит не сами вещи, а термины и высказывания в качестве представителей вещей.

Развитие номинализма в итоге сопровождалось расцветом естествознания, а внедрение христианской схоластики в общество на этом не заканчивается. Несмотря на то что новообразованная философия все в значимой степени утрачивала стабильность традиции, она продолжала развиваться еще в течение XVI и XVII вв.

Развитие схоластики было постепенным, но не всегда последовательным. Изначально номинализм воспринимали как первую школу религии. Позже стало понятно, что и у этого направления даже нет собственных задач, целей или мнений.

Наличие различных философских направлений, непрекращающийся спор между ними, обсуждение основных тезисов церковными авторитетами означает, что мышление непрерывно двигалось путями, заданными изначально христианством и независимыми от церкви.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :