Впервые термин "философия" употребил Пифагор.
Античная философия – это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом обществе с конца 7 в. до н. э. и в древнеримском до начала 6 ст. н. э. Античная философия, как полагают, создавалась на основе математических, астрономических, физических знаний, перенесенных с Востока и на основе преобразованной древнегреческой мифологии.
Это обусловило сходство с Восточной философией:
К чертам античной философии относят также синкретическое восприятие и понимание мира, судьба рассматривается как абсолютная необходимость и прообраз вечности. Отличия: восточная философия обращена к человеку и к ее познанию, ищет возможности превращения человека, пути его духовного совершенствования (конфуцианство, буддизм, даосизм), а античная философия развивается как способ познания окружающего мира, создается и развивается учение о категориях, возникает логико-спекулятивная философия, основанная на абстрактном мышлении и тому подобное. Но не следует забывать, что Восточная философия рассматривала окружающий мир (поиск начала бытия в Ведах, гносеологические вопросы китайской философии), а античная философия в свою очередь тоже занималась вопросами этики (Сократ, стоики, эпикурейцы, скептики).
Два больших мыслители IV в. до н. н.э. – Платон и Аристотель создали системы, в течение многих веков влияли на философско-психологическую мысль человечества. Платон, родоначальник европейского идеализма, создавая вместо традиционной древнегреческой мифологии новую –философскую, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности было атомистическое обучения.
В человеке с самого начала ее существования заложен непреодолимую потребность познавать разнообразный окружающий мир и себя самого как одну из крупнейших загадок Вселенной. Стимулами к познанию могли быть различные факторы: от необходимости выжить – к желанию получить высшее духовное и интеллектуальное удовольствие, но всегда это стремление стимулировало развитие каждой отдельной личности и эволюции всего человечества в целом. Образование же обеспечивала воспроизводство общества через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм. Этот процесс происходил непрерывно – сначала стихийно, а впоследствии, с развитием общества, - целенаправленно, за счет становления социальных институтов, которые начали обеспечивать воспроизводство и развитие социума и систем деятельности.
Первые попытки философского осмысления идеи образования относятся мыслителям античности. Считается, что именно в тот период антропоморфные мифологические представления о природе, стихийные наблюдения над особенностями познания мира, разрозненные этические, образовательные, правовые и политические идеи объединяются в комплексные философские системы. Развитие различных философий в Античности совпадает "с открытием человеком себя в мире, своего места относительно окружающего, то есть, с субъект-объектным раздвоением мира».
Одним из первых, кто начал рассматривать проблему познания как основополагающий вопрос философа и философии, был Гераклит Эфесский, который утверждал, что всем людям свойственно познавать себя и мыслить.
Одной из ключевых идей его натурфилософии было признание единства макрокосма и микрокосма (человеческой души). Подтверждение того, что познание в древности считали естественным свойством человека, можно найти и в таких авторитетных древнегреческих философов, как Платон, в работе «Государство» отметил: «Человек ... находится в постоянном стремлении к тому, что существует», и Аристотель, который, как известно, начал свою «Метафизику» из тезиса, что все люди от природы стремятся к знаниям. Стоики во главе с Зеноном считали разум естественной характеристикой личности, направлен в Божественной сущности Космоса. Разумная жизнь была признана принципу не только человеческой природы, но и природы в целом, одновременно выступило требованием к совершенствованию любой личности.