Гносеология - раздел философии, который изучает познание человеком мира, познавательную деятельность, знание как таковое и проблему истины. В качестве синонимов часто используются понятия «эпистемология» и «теория познания».
Целью гносеологии является проникновение в тайну человеческого знания, изучение познавательной деятельности, причем во взаимосвязи с теорией бытия - онтологией.
Гносеология играла значимую роль в истории философии и ее становлении, т.к. благодаря ей появлялась возможность оценить различные характеристики бытия, дать определение общества, человека, познанию.
Теория познания уже задавала вектор развития остальным направлениям философии, позволяла накапливать и анализировать научные знания, использовать их для развития человеческого общества и его культуры, выявляя в том числе связи между различными реалиями бытия.
Современная гносеология опирается на данные различных наук, в том числе естественнонаучных, психологических, социальных, взаимодействует с ними, выступая как частью их методологии, так и самостоятельно обогащаясь за счет их знаний. Главным методом самой гносеологии выступает рефлексия.
Рефлексия - развитие философской мысли в заданном предметном мировоззренческом поле, анализ и постановка проблемы, рассмотрение и решение философской задачи.
Гносеология стремится ответить на такие вопросы, как:
Таким образом, гносеология концентрируется на универсальных, фундаментальных и «предельных» вопросах взаимодействия человека и окружающего мира.
Гносеология определяет основной мировоззренческий подход к действительности, лежит в основе любой познавательной активности, а значит, предполагает ту или иную методологию.
Как метко выразился Л. Шестов, «скажи мне, какая у тебя гносеология, и я скажу тебе, какая у тебя философия». Как раз из-за разницы в гносеологических подходах складываются такие разные картины бытия, формируются разные философские системы.
Если Платон считал, что мир можно постигнуть с опорой на разум, чувства вводят человека в заблуждение, не давая истинного знания, то Беркли полагал, что чувственный опыт составляет центральное звено познания и человеческой действительности: «существовать, значит, воспринимать».
Гносеология близка научному познанию, но отождествлять их не стоит. Гносеология шире, чем научное познание, представляющее собой исключительно интеллектуальную его составляющую. Для научного познания более подходит термин эпистемология.
Эпистемология - это раздел философии, изучающий природу и возможности знания как такового, его строение, развитие и функционирование.
Эпистемология исходит не с позиции субъекта, осуществляющего процесс познания, а с позиции «объект-знание», т.е. с объективных позиций знания.
Характеризуя современное состояние эпистемологии, выделяют несколько основных позиций:
Говоря о функциях гносеологии, стоит сказать, что она связана с онтологическими, социальными, эстетическими, этическими, религиозными и другими концепциями, ведь каждая из них основывается на том или ином способе познания окружающего мира, формирует свое понятие истины, стремится ответить на основные вопросы гносеологии.
В целом, гносеология стремится выявить наиболее общие закономерности получения знания человеком и различных сферах его деятельности.
Понятие субъекта и объекта познания появились в философии довольно поздно, только в XVIII веке, что было результатом развития науки, ставящей себе цель объективного изучения мира. Немалую роль сыграл и Р. Декарт с его тезисом о человеке как мыслящем субъекте.
Субъект представляет собой источник целенаправленной активности человека, которая направлена на объект.
В диалектике субъект представляет собой человека, обладающего сознанием, определенными знаниями и активностью, таким образом процесс познания представляет собой сложный активный процесс творческого отражения действительности, при этом человек олицетворяет в себе общество в целом, являясь представителем и продуктом определенной общественно-исторической ситуации.
Объект познания шире, чем просто предмет как часть объективной реальности. Необходимо учитывать, что предметом могут выступить и состояния человеческого сознания, и выдуманные человеком идеальные объекты, теории и т.д. Объект обладает способностью к развитию, как в результате собственных изменений, так и в гносеологическом плане - по мере развития познавательной деятельности субъекта, накопления его знаний и совершенствования методов и инструментов.
Философы по разному представляли себе познающего субъекта.
Так, К. Ясперс считал, что подлинный субъект состоит из четырех уровней, в котором первый образуется природным индивидом, его основные характеристики пространство и время, второй - сознание вообще, третий - «дух» , целостность мышления и чувств, четвертый - экзистенция, проявляющаяся только в пограничных состояниях.
С точки зрения Л. Флека, субъект реализует себя как «мыслительный коллектив». Таких мыслительных коллективов может быть много, им присущ индивидуализм, свои цели, идеалы и нормы, а также методы и выводы относительно познавательной деятельности.