Фундаментальная философия


Фундаментальная философия

Философия как фундаментальная наука

Философия является важнейшей формой духовного освоения мира. Само слово «философия» буквально означает «любовь к мудрости». Трактовкой ее назначения занимались различные философы. Так, Аристотель полагал, что философия есть знание первопричин и первоначал, Гегель утверждал, что философия - познание мира посредством всеобщих начал, Маркс же видел в философии духовную квинтэссенцию своего времени.

Философов интересовали самые различные аспекты мира, которые Кант сгруппировал на три основных направления, получивших затем названия «вечных» вопросов философии: Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия отражает мировоззренческий подход человека к основным философским вопросам.

Определение 1

Мировоззрение - совокупность взглядов, принципов, оценок, которые выражают общее видение предмета, понимание мира, места человека в нем, жизненные позиции и поведение человека.

В структуру мировоззрения входят следующие компоненты:

  • Знания;
  • Ценности;
  • Убеждения;
  • Мироощущение и мировосприятие.

Философия стремится на такие вопросы, которые затрагивают все мироустройство, вырабатывает систему знаний и представлений о фундаментальных принципах бытия, основах человеческого существования, наиболее сущностных характеристиках мира, общества, природы, духовной жизни и т.д. Тем самым философия предстает как теоретическое ядро мировоззрения личности.

Поиск ответов на такие всеохватывающие вопросы определяет выделение соответствующих разделов философии, а именно:

  • Онтологии;
  • Гносеологии;
  • Антропологии;
  • Аксиологии;
  • Методологии;
  • Логики.

Эти разделы входят в понятие фундаментальной философии. Философия является основой для методов познания в других науках, в результате чего формируется связь между различными разделами науки, в том числе теоретической и практической, т.е. фундаментальной, прикладной и экспериментальной наукой.

Онтология

Онтология является центральным разделом философии, который направлен на изучение бытия, его атрибутов и форм.

Определение 2

Бытие - реальность сама по себе или как данность в сознании.

Бытие выступает как синоним таких категорий, как «существование» и «сущее».

Выделяют четыре формы бытия: бытие природы, человека, духовного и социального.

Наиболее ранней, первичной является бытие природы или космоса, они бесконечны в пространстве и времени, в то время как бытие человека дискретно и преходяще. Однако бытие человека уникально.

Сам человек - уникальный продукт эволюции. Употребляя природные ресурсы, человек их перерабатывает, создавая «вторую» природу, т.е. создает мир «очеловеченной» природы. Однако человек - существо социальное, его самореализация возможна только в обществе, так он становится общественно значимой личностью и обретает смысл своего существования.

Субъективная реальность человека, его индивидуализированное духовное - третья форма бытия. Помимо индивидуальных мыслей, эмоций, намерений, в эту сферу входят такие общественные формы духовного, как религия, право, сама философия и т.д.

Последняя форма бытия - бытие социального, в него включено как бытие отдельного человека в истории, так и бытие общества. Сюда входит исторический процесс, объективно существующие условия жизни социума, а также природные особенности на том или ином временном этапе жизни общества и планеты в целом.

Все формы бытия взаимосвязаны между собой, отличаются многообразием видов и принципов развития. Для обозначения всеобъемлющей онтологической реальности используется такая категория, как «субстанция». Она обозначает полностью самообусловленное бытие со всеми его атрибутами, которое не нуждается ни в причине, ни в импульсе для своего возникновения. Это универсум во всех своих состояниях и изменениях, единство сущности и существования.

Гносеология

Гносеология представляет собой теорию познания. Она тесным образом связана с философией науки. Именно из-за разницы в подходах к теории познания так различаются различные философские школы. Гносеология стремится проникнуть в природу познавательной деятельности, ее структуру, понять взаимоотношения между субъектом и объектом познания, узнать границы познания, исследовать многообразие форм познавательной деятельности, найти истину.

Главный вопрос гносеологии - познаваем ли мир? Ответ на этот вопрос может быть представлен в 4 вариантах. Согласно гносеологическому оптимизму мир не только познаваем, но и может быть познан человеком в главном, в принципе. После совершения процесса познания человечеству останется лишь детализировать, уточнять отдельные моменты в своих знаниях. Так, кумулятивистский подход стоит на утверждении, что общество планомерно, постепенно и непрерывно накапливает достоверные (истинные) знания. Особенно популярен данный подход в философии науки.

Агностики, напротив, заявляют, что мир в том или ином отношении не познаваем. Одним из самых последовательных агностиков был Горгий - древний софист. Он стоял на трех утверждениях:

  1. Бытия не существует;
  2. Даже если предположить, что бытие есть, его невозможно было бы познать;
  3. Даже если предположить, что мы познали бытие, это знание невозможно было бы передать другим.

Такая позиция в сущности противоречива, поэтому чаще всего в философии встречаются элементы агностицизма. Так, кант считал, что «вещи сами по себе» не могут быть познаны, для познания доступны только «вещи для нас».

Близко к агностицизму подходят сторонники релятивизма, которые утверждают, что любые знания человека относительны. Знания изменчивы, поскольку изменчивы сами объекты, также изменениям подвержены сами познающие субъекты, соответственно, меняются и отношения между объектами и субъектами. Истинность знания может быть только с оговоркой на конкретную систему координат, для которой эта истина формулируется.

Скептицизм представляет еще одну философскую позицию, согласно которой всякое полученное человеком знание необходимо подвергнуть сомнению. Скептики старались воздерживаться от суждений, ничего не отрицали, ничего не подтверждали. Они поняли противоречие познавательного процесса: рассудочный процесс весьма ограничен, пытаясь опираться на строгие однозначные определения, не терпящие противоречий, в результате к этим противоречиям и приходим.

Последний подход - гносеологический реализм. Он утверждает, что мир познаваем, но процесс познания мира никогда не может быть завершен. Достижение абсолютной истины, как гносеологический идеал, не осуществимо. Границ между непознаваемым и познаваемым нет, есть только исторические границы между тем, что уже познано и тем, что еще нет. на каждом историческом этапе знание человечества неполно, оно всегда потребует в будущем уточнений, дополнений, найдутся заблуждения и неточности, а потому работа над собственным знанием будет продолжаться.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :