Мыслитель Эпикур (342-270 гг. до Р. Х.) являлся основателем одной из самых известных философских школ античного мира. Главную цель в данной области науки ученый видел в том, чтобы научить каждого человека быть счастливым, так как все иное не имеет никакого смысла.
Свои учения Эпикур основывал на счастье и радости, а затем решил разделить их на три взаимосвязанные критерии: канонику - теорию познания; физику и этику.
В теории самопознания Эпикур призывал всех доверять только чувственным восприятиям, так как другого критерия истины не существует. Мыслитель был уверен, что критика сенсуализма скептиками имеет теоретический интерес, но с точки зрения практики она совершенно бесплодна и не имеет логического объяснения.
В физике философ выступал горячим сторонником идеи Демокрита об атомах, поэтому всегда интересовался проблемой реального бытия. Эпикур утверждал, что весь наш мир состоит из пустоты и атомов.
Атом – это некая частица, которая не поддается делению, следовательно ее плотная и непроницаемая структура не содержит в себе никаких пустот и не может быть воспринята чувствами.
По мнению мыслителя, атомы не могут быть делимы до бесконечности, ведь в таком случае материя просто бы рассеивалась во Вселенной. В своей теории познания мира Эпикур основывался на материализме и атеизме, и в отличии от своих современников, утверждал, что атомы в своем единичном падении совершают минимальное самопроизвольное отклонение от прямой линии.
В этом критерии ученый горячо восстает против строгого механицизма, убеждая человечество в наличии ложной веры в богов, которая способна обречь всех на добровольное рабство.
Эпикур утверждает, что после смерти душа человека быстро рассеивается, поэтому никаких посмертных и болезненных ощущений быть не может, а все чувственные восприятия являются всего лишь атомными истечениями от телесных предметов.
Учения философа о счастье основываются на принципе получения удовольствия от жизни, однако это понятие Эпикур понимает не позитивно, а негативно – как полное отсутствие страдания. Мыслитель считал, что человек должен находить гармонию и внутреннее спокойствие в себе. Все удовольствия ученый разделил на:
Эпикур советовал освободиться от всех существующих страхов и не избегать боли, если за ней следует огромное удовольствие. Такие учения не все смогли сразу принять, однако нашлись и сторонники данной теории, которых можно встретить и в современном мире.
Уверенность и слепая вера всех народов в существование богов, по мнению Эпикура, говорит только о том, что боги действительно есть, однако сами людские суждения о богах превратны. Мыслитель полагал, что высшие существа живут в далёких промежутках между многочисленными мирами и полностью свободны от забот.
В своих работах ученые часто писал, что боги находятся в блаженном покое, так как их сознание неподвластно ни страстям, ни гневу. Все свои рассуждения и домыслы философ изложил в своей теории, однако был уверен в том, что если бы боги существовали и обладали бы такой силой, то они могли бы легко истребить в мире зло.
Рисунок 1. Этика Эпикура
Философию ученый понимает как некую деятельность, которая в силах предоставить людям счастливую и безмятежную жизнь благодаря положительным размышлениям и исследованиям.
Цель философии Эпикура — не чистое умозрение, не чистая теория, а просвещение людей, которое должно быть абсолютно свободно от допущений любых сверхчувственных начал, следовательно должно исходить из естественных начал.
Такие понятия способны полностью освободить человека от гнетущего страха, от веры в несуществующие божественные силы, в бессмертие души. Эпикур полагал, что смерть является самым страшным из всех существующих зол, поэтому это явление так беспокоит общество и его действительно стоит бояться.
Без познания природы невозмутимость становится недосягаемой, поэтому философ видел огромную значимость в необходимости развития физики. Эпикур считал, что знание критерия истины и правил ее познания являются основным источником возникновения разумной жизни на земле. Канонике ученый посвятил особое творение, в котором отметил три критерии истины:
Восприятиями мыслитель называл чувственные восприятия предметов природы, а также образы фантазии, которые возникают вследствие проникновения в людей образов вещей.
По внешнему виду они подобны твердым телам, однако значительно превосходят их по тонкости и оснащены специальными отпечатками и оттисками. Такие истечения способны мгновенно возникать в воздухе, образовывая углубления и уникальные тонкости на нашей планете.
Эти очертания называются образами, которые возникают с невероятной быстротой. Общие представления существуют благодаря единичным представлениям и их не стоит отождествлять с логическими и врожденными представлениями. Даже простые образы фантазии не могут противоречить этому явлению, так как отражают действительность.
В течение всей своей жизни мыслитель смог создать более трехсот интересных учений, однако на сегодняшний день человечеству доступны только некоторые фрагменты великих произведений. Главным источником знаний о философии Эпикура выступают сочинения его верного последователя Лукреция Кара и труд ученого Диогена Лаэртского под названием «О жизни и изречениях известных философов».
Самые популярные высказывания и афоризмы Эпикура находятся в открытом доступе и часто фразы талантливого мыслителя используется в реальной жизни: