Фихте Иоганн Готлиб является знаменитым немецким философом и общественным деятелем, жившем во второй половине XVIII - начале XIX века. Был профессором Иенского университета, позже - профессором и ректором Берлинского университета.
Главное его сочинение - «Наукоучение», изданное в 1794 году. Он считал, что философия должна стать основой для всех наук.
Другие некоторые труды Фихте:
В основе его системы наукоучения лежит стремление философа понять природу знаний. В поисках человек получает научный ответ, потому его философская система и получила такое название. Философия таким образом становится «наукой наук», которая раскрывает положения более частных наук. Научное знание не противоречиво по своей структуре и своему смыслу, из этого следует, что в его основе лежит некое абсолютное истинное знание, которое с одной стороны образует частные аксиомы, а с другой - является начальной точкой для наукоучения.
Фихте выводит закон тождества «А есть А». Однако признание это А тождественным себе происходит в сознании человека, которое также должно быть тождественным для выполнения этой операции. Выходит, в основе всего леди принцип «Я есть Я». Собственно, науконаучение постигает и обосновывает положения частных наук только с этой позиции Я, раскрывая в первую очередь именно законы духа. Здесь и конец, и начало совпадают.
Таким образом, Фихте указал на проблему человека, одновременно являющегося объектом и субъектом познания. Единство сознательной деятельности человека и его результат являются одновременно условием развития самосознания и его сущностью.
Для самосознания человека свойственны следующие особенности:
Последнее свойство самосознания приводит Фихта к мысли о существовании помимо внутреннего Я также не-Я, которое является тем, что было усвоено извне, представляя собой эмпирический опыт. Реальностью обладает только Я, а не-Я скорее можно определить как представления, которые продуцированы Я, но при этом выходят за его границы. Это приводит к противоречию о том, что существование не-Я не свидетельствует о состоянии Я, чтобы снять его, Фихте вводит понятие делимости, объединяя Я и не-Я, что влечет за собой появление новых понятий, таких как взаимодействие между ними, причины и субстанции.
Человек у Фихте всегда действует вместе с другими, он раскрывает свою сущность только в присутствии других. Это делает человека социальным, а также вводит в его деятельность понятие закона и морали. Прослеживая развитие человеческой истории, Фихте выделял в ней несколько этапов:
Фихте основывался на равенстве всех людей, именно из этого должно исходить государство. Поэтому его теория государства была близка к социалистическим учениям и одновременно напоминала положение о цехах времен средневековья. Государство должно контролировать своих граждан, а также распределять производимые блага. Однако государство должно обладать и другими функциями, в частности, религиозной и торговой.
Рассуждая о правах женщин, Фихте указывал на их равенство с мужчинами, и мужчины, и женщины обладают разумом и свободой.
Это дает обоим полам равные права. Поэтому женщины обладают все теми естественными правами, что и мужчины, в том числе выбирать и покидать супруга, заниматься разными видами деятельности, в том числе искусством, торговлей и др., свидетельствовать в суде, обладать собственностью, голосовать.
Однако признавая теоретически равенство полов, Фихте все же низводит женщин на ступень ниже, чем мужчины. По его мнению, таково устройство природы, мужчины прикладывают свои усилия, поэтому женщины - «объект», мужчины активны, в то время как женщины - пассивны. Также Фихте отрицает за женщиной наличие полового влечения, считая, что это оскорбляет ее. Женщине должно быть присуще только одно качество - стыдливость. Она может любить, но любовь - это всегда самопожертвование ради другого.
Фихте утверждал, что современная ему религия имеет множество посторонних наслоений, которые за давностью времен осели на настоящие религиозные установки, смешались с ней, в результате превратившись с точки зрения философов в нечто пагубное и предосудительное. С точки зрения Фихте только религия способна дать человеку подлинную ценность и помочь понять осознать ему свою действительность.
Через религию человек осознает, что все хорошее, что присутствует в нем, представляет собой отпечаток божественной сущности, ее истинный образ. Бог живет за всеми своими проявлениями, он повсюду и он разный. И все же каждый раз человек видит не его, а его покров. Он может предстать как камень, как животное, как растение и т.д. Если подняться выше, то его можно представить как закон природы или закон морали. Однако и это еще не он. Понять и узреть бога человек не может, поскольку еще не воспитал в себе такой особенности.
Бог - это сама жизнь, он повсюду, в том числе в самом человеке.
Не стоит придумывать себе миры, помещая его на облака и т.п., когда он окружает нас. Бог воплощается в жизни святых, которым он себя явил. Так как бог и есть жизнь, само действие и бытие, оттого человек должен получать от нее удовольствие, стремясь обрести гармонию с собой и окружающим миром, достичь равновесия. Еще одним способом можно соприкоснуться с Богом - полюбить. Однако любовь должна быть не эгоистичной, когда любишь себя или себя в другом, а другого как себя. Только так можно соприкоснуться с кусочком вечного.