Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872). Основные произведения - «Мысли о смерти и бессмертии», «Сущность христианства», «К критике философии Гегеля». Творчество Фейербаха завершает период немецкой классической философии. Этот мыслитель в центр своего учения поставил человека. Фейербах категорически отрицает гегелевский идеализм и материалистически решает вопрос об отношении духа к бытию. Природа вечна, самодостаточна, находится в постоянном развитии. Человек – естественное существо, единство духовного и телесного.
«Классический» материализм XVII-XVIII вв. еще меньше отвечал цели Фейербаховых поисков, чем гегелевская спекулятивная система. Более того, именно механистически-рационалистический характер материалистической философии Нового времени на рассматриваемый исторический момент (середина XIX в.) уже привел к глубокому кризису. Подхвачена Ж. А. Ламетри тезис Спинозы о человеке как «автомат, машина подчинена полностью необходимостью», она нашла продолжение в учении французского врача и философа XVIII в. Пьера Кабаниса (1757-1808) и завершилась в так называемом «вульгарном» материализме, представленном немецкими врачами-философами: Людвигом Бюхнером (1824-1899), Карлом Фогтом (1817-1895) и Молешотт (1822-1893).
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии. Так, Фейербах:
Человек, по мнению Л. Бюхнера, подчинен в своих действиях тем самым естественным законам, что и ниже нее живая природа. В физическом и духовном отношениях человек является продуктом внешних и внутренних воздействий, случайностей, наклонов и т.д. и таким образом не духовное существо свободно уже выбирает, как ее обычно представляют «моралисты и философы». Вульгарные материалисты, по сути, отвергли мировоззренческий характер философского знания, подменили философию естествознанием. Понятно, что Фейербах не только не мог принять такой «дефилософизованой» точки зрения, но и впоследствии начал старательно избегать самого термина «материализм» относительно своих взглядов.
Фейербах работал над созданием новой формы материалистической философии - такой, что ориентируется не просто на природу, а на природу человека, не просто на ум, но и на чувственность (во избежание спекулятивной абстрактности). Настоящая суть реальности усматривается Фейербахом в природе, что выступает как «базис человека».
Отсюда роль «универсальной» науки, по Фейербахом, может отныне играть только наука, она раскрывает «природу человека», то есть антропологию. Поэтому, если новая философия и есть материализмом, то это уже материализм не механистический (тем более не вульгарный), а антропологический.
Гуманизм - это мировоззрение, где в основе находится идея человека как высшая ценность и приоритетная по отношению к себе реальность в ряду всех других материальных и духовных ценностей.
Гуманисты утверждают равноправие человека как материально-духовного существа отношению к другому человеку, природы, общества. Гуманизм выражает достоинство личности, ее снаружи относительную, но внутренне прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед другими реальностями.
Гуманизм в узком смысле - это мировоззрение, что признает достоинство каждого человека высшей ценностью всего человечества. Это определение припускает осознанное представление о гуманизме, которое доступно тому, кто склонен чувствовать и мыслить соответствующим образом. Гуманизм в широком контексте - это феномен культуры, стимулирует общий прогресс мировой цивилизации.
Синтез двух представлений вызывает понимание гуманизма как открытой системы, динамично развивает: взгляды, представления, нравственные принципы, отрицает все виды неравенства между индивидом и обществом; практические действия, реализующих этот принцип в экономической, политической и юридической сферах бытия. При этом одно положение в этой системе остается неизменным - признание человеческой достоинства высшей ценностью мира. В широком смысле под гуманизмом исследователи понимают стремление к человечности.
Одновременно с критикой идеализма Фейербах выступил и как критик религии. Фейербах доказывал, что Бог - это творение человеческого воображения; это сущность человека, она вынесена за пределы самого человека. Фейербах предлагает заменить религиозный культ культом человека, перенести любовь к Богу на человека. Людей объединяет в обществе не любовь к Богу, а любовь индивида к индивиду. Содержание категории «любовь» очень широко - от любви матери к ребёнку, половой любви мужчины и женщины к христианскому милосердию.
На такой сердечно-чувственной основе Фейербах создает свою этику эвдемонизма. Цель человеческой жизни - это счастье.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, Фейербах увязывает проблему Бога с антропологией и выступает в своих учениях с атеистических позиций.
Можно выделить такие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
Л. Фейербах был первым философом, который подверг критике философскую систему объективного идеализма Гегеля. В Фейербаха был гегельянский период философского развития, но в лоне гегелевского «Абсолютного идеализма» созрел и его антитезис - антропологический материализм.
Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
Рисунок 1. Философия Фейербаха
Конечно, такой «антропологический» материализм чем-то напоминает ренессансный пантеизм (ведь и тот опирался на естественную природу человека). Так, сходство есть. Более того, можно сказать, что на Фейербаховий позиции антропологического материала ощутимо сказались черты не столько ренессансного, сколько мистически-диалектического видение природы вроде учения Я. Беме. Природа в Фейербаховому видении - это одухотворенно-чувственная природа.
Отметим, что в мистицизме и пантеизме «одухотворенность» природы имеет божественный характер. Фейербах же заявляет про атеистичность своей позиции. Противопоставляя чувственность абстрактном, и проповедуя умственные рационалистической традиции, Фейербах стремится преодолеть созерцательность, которая делала материализм прошлого бессильным против аргументации Б. Паскаля, который апеллировал к «логике сердца» против «логики разума».