Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году в дворянской семье в Орловской губернии. Первые свои годы он провел в Москве, рано проявил интерес к литературе, особенно к поэзии. В 15 лет поступил в Московский университет, где после обучения получил степень кандидата словесных наук. В дальнейшем поступил на службу в русское посольство в Мюнхене, где свел дружбу с Гейне и Шеллингом. Службу он оставил в 1835 году, однако по-прежнему предпочитал оставаться за границей, работая над созданием положительного образа России за границей. Его начинания на этой стезе были подержаны императором Николаем I. Вернулся Тютчев в Россию в 1844 году, в общей сложности проведя 22 года за рубежом.
Тютчев известен прежде всего как один из самых талантливых поэтов России, однако его поэзия была проникнута глубокими философскими мыслями, что дало ему звание поэта-философа. Меньше известно, что Тютчев был также автором идеологических трудов, в которых он предстает как тонкий и проникновенный выразитель духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Определяя их направленность, можно отметить их близость к славянофильским высказываниям, однако официально Тютчев к ним не принадлежал.
К публицистическим произведениям Тютчева можно отнести следующие работы:
Тютчев оказался свидетелем значительных по своему историческому масштабу событий, таких как наполеоновские войны, восстание декабристов, волнения в Европе 30-40-х годов, создание Интернационала, Крымская война и падение Севастополя, либеральные реформы 60-х годов, в том числе освобождение крепостных крестьян, франко-прусская война и создание Германской империи и т.д. Эти события были осмыслены поэтом-философом не только с точки зрения текущей политики, но и в контексте глобальной мировой истории, а также изменение человека и его духовных ценностей.
Он был убежден, что мир управляется Божественным Промыслом, исключая случайность в историческом процессе. В соответствии с этим в качестве цели человеческой жизни он называет движение человека к Богу, к его приближению к постижению «божественной правды», исполнение воли Боги. В России он видел исключительную христианскую страну, которая более православная, чем все остальные славянские народы. Этим она в себе сохраняет в себе Империю. Понятие империи у него одно на протяжении истории. Империя всегда была одна, она только «переходила из рук в руки» - Персия, Рим, Византия, Россия. Законность преемствования Россией Византийской империи заключается в ясном осознании и практическом воплощении менее искаженных начал христианства, это составляет суть «Святой Руси».
От того, насколько России удастся сохранить в чистоте свои православные обычаи, зависит будущее страны и ее мировое призвание. Именно над духовной основой надстраиваются остальные образования - политические, юридические, экономические, социальные и т.д. Из-за того, что эта основа в виде союза между государством и православием стала искажаться, и происходит кризис в государственной системе. Когда власть от нравственных принципов управления переходит к мерам материального давления, она тем самым превращается в пособника «революционного ниспровержения».
Чтобы этого не допустить, необходимо взять под контроль чиновничество, устранить самопроизвол, преодолеть тупоумие и консерватизм в самых высших местах администрации.
Однако, оценивая происходящие в России события, Тютчев заключал: «Власть в России на деле безбожна …»
Тютчев считал, что именно Российская цивилизация должна прийти на смену европейской, которая уже отживает свой век.
В будущем он надеется, что произойдет окончательное образование Православной Российской Империи, которая включит в свой состав Австрию и Ближний Восток, в том числе Константинополь.
Все лирика Тютчева проникнута философией, однако при этом Тютчев никогда не забывал, что он поэт, поэтому его слову присуща мелодичность, свой ритм и красота звучания.
Выделим некоторые темы в его лирике:
У Тютчева особенное восприятие природы. В той или иной степени красоту природы описывали и восхваляли практически все поэты, однако не у многих присутствует понимание красоты природы как истины, одухотворяя ее, наделяя все вокруг движением и жизнью:
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен…
Особенностью лирики Тютчева является присутствие неба как символа высоты и вечности. Это один из факторов, обуславливающих поэтику Тютчева. Критики сравнивали внутреннее содержание его стихов с «небом Аустерлица» Л. Н. Толстого, со стремлением показать жизнь в свете истинного и вечного чувства.
Одно из классических произведений Тютчева, посвященное урокам мудрости, это стихотворение «Silentium». Наставление-урок в нем переплетается с вечными духовными поисками:
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь…
Последняя фраза кажется неуместной, она случайно врывается в текст, но вместе с тем именно она дает смысл всем раздумьям автора. Другое озарение в этом же стихотворении идет следом: «Есть целый мир в душе твоей…» Через призыв к молчанию Тютчев передает наставление о необходимости обратить внимание на свой внутренний мир, жить им, а не праздным «наружним шумом». Только обретя гармонию с самим собой, можно достичь гармонии с Богом.
Большое внимание он уделял теме человека: «Что значит человек? Откуда он, куда идет и кто живет под звездным сводом?». Человек в его поэзии ощущает свою беспомощность перед лицом конца - смерти. Человек затерян во вселенной и это его угнетает, перед лицом вечности он ничтожен, так же легко стирается все, что относится к нему. Человек уйдет, бесследно исчезнет, но останется вечной природа.