На сегодняшний день понятие коммуникации является ведущим и центральным для многих научных дисциплин, которые сосредоточены на изучении общества и человека, однако представления о самой коммуникации до сих пор расплывчаты, имеют общий характер и определяются, в основном, прикладными областями.
Ф.Дэнс и К. Ларсон насчитали 126 определений коммуникации, которые можно свести к трем группам:
Сам термин коммуникация возник только в начале XX века, его ввел американский социолог Ч. Кули, который определил коммуникацию как механизм, осуществляющий передачу в пространстве и сохранение во времени символов человеческого разума, благодаря которому становится возможным развитие человеческих отношений.
Феномен коммуникации был выявлен еще в период античности, когда греческие авторы поставили в центр своих рассуждений человека, что принято связывать с деятельностью софистов и Сократа. Благодаря софистам произошло зарождение риторики как искусства речи. Горгий, представитель софистов V-VI вв. до н.э. утверждал, что в мире, где нет ничего устойчивого, нет абсолютной истины и все относительно, только слово обладает абсолютным характером, поскольку имеет автономность и не имеет связей с бытием. Слово обладает силой убеждать, внушать, вести за собой, при этом не имеет значения истинно слово или ложно. Не удивительно, что риторика как наука убеждения быстро приобрела популярность в среде политиков.
Предметом анализа коммуникация выступила в классической немецкой философии, в которой разрабатывались такие вопросы как взаимоотношение субъекта с другим субъектом, связь между «Я» и «Ты». Большинство философов в описании связи между объектами мира исходили из позиции субъект-объектных отношений, перейти на уровень субъект-субъектной связи было для них значительной методологической проблемой. Так, в философии Фихте субъект первого «Я», который вступает в коммуникацию, оказывается настолько всеобъемлющим и абсолютизированным, что второй субъект по сути лишен возможности вести себя как субъект и переходит в позицию объекта. Поэтому в его теории вместо диалога между субъектами есть только монолог одного участника.
Данную проблему удалось решить Ф. Шлейермахеру. Он рассматривал процесс коммуникации как общение между двумя равными сторонами, т.е. субъектами. Это стало основой для формирования теории герменевтики.
Герменевтика - искусство и теория постижения смысла символов и текста, их интерпретация.
Шлейермахер рассматривал герменевтику как искусство постижения другого. Он считал, что за счет «вживания» в другого можно проникнуть во внутренний мир человека, понять его мысли и чувства, а значит, и понять оставленные им символы и тексты. Это даст основу для интерпретации оставленных им записей. Данный метод позволит точнее представить исторические события, более глубоко, с подлинными смыслами, которые закладывали современники. Таким образом, он считал, что только через понимание другого возможно выстраивание эффективной коммуникации.
Фейербах сделал важный вывод для классической философии. Он подчеркнул, что в одном человеке не может быть достигнуто понимание сущности общения, поскольку для осознания этого феномена необходимо иметь реальные различия между Я и Ты, тем самым призывая отказаться от прежнего субъективизма в философии.
В XIX веке зародилось новое направление - семиотика, которая рассматривала проблему языка, символа и их роли в общении. Однако не все философы разделяли необходимость исследований в данном направлении. Одним из них являлся Ницше. Он был убежден, что язык связан с мышлением, однако язык искажает реальность, а не описывает ее такой, какая она есть в действительности. Понятия в языке ни что иное как утвердившиеся метафоры, которые все люди стали использовать для обозначения одних и тех же вещей.
Среди философов XX века стоит выделить теории коммуникации Ясперса и Хабермаса. Ясперс, как представитель экзистенциализма, который по своей сути является некоммуникабельной философией, сосредоточенной на проблемах внутреннего Я личности, заявляет о том, что человек формируется и раскрывается только в общении. Он раскрывает значение коммуникации для формирования личности и общества в целом. Ясперс разделил коммуникацию на два вида - простую и экзистенциальную. Простая выражается в обычном диалоге, споре, беседе и т.д., суть которой состоит в обмене информации. Экзистенциальная коммуникация представляет собой диалог близких людей, итогом которого является прорыв к трансцендентному.
Хабермас создал свою теорию современного общества. Несмотря на большое количество проблем, которые имеются в современном обществе, Хабермас верит в возможность положительного их решения за счет достижения компромисса между технической целесообразностью, экономическими возможностями и моральными принципами в процессе коммуникации.
В XX веке была создана лингвистическая модель коммуникации, в основе которой лежат два положения:
Язык как средство коммуникации выполняет важнейшие функции. Прежде всего, он помогает выразить, представить идеальное в нечто материальное, придать мысли предметность. При этом в качестве средства презентации используются не только слова, но и язык искусства, формализованные языки. Кроме того, сама мысль формируется только посредством слова, язык вносит дискретность в поток сознания, придавая смысл его отдельным частям. Любой язык когнитивен, т.е. в нем заложено определенное понимание пространства, времени, качества вещей, которые отражают специфику культуры носителей данного языка. При помощи языка человечество осуществляет накопление и хранение огромного количества информации. Главным способом передачи этой информации также выступает язык.