Философия софистов появилась в довольно интересный период истории Греции. Это была эпоха господства античной демократии, когда часто решались судьбы многих городов-государств прямо на площадях. Также древнегреческие полисы (республики с автономным управлением) включали в себя жителей близлежащей сельской местности и главного города. В процессе решения очень важных проблем для государства жителям необходимо было приходить на народные собрания.
Большую роль играли суды, где нужно было отстаивать свою точку зрения. Также умение убедительно и красиво говорить, и вести за собой иных людей, стало очень насущным и важным вопросом. В таких условиях появляются учителя мудрости и жизни.
Данное название традиционно для греческого дискурса. В древнегреческом языке словом «софистес» называли людей, которые четко знали и умели что-либо делать. Так можно было назвать мудреца, художника, хорошего мастера, то есть знатока. А уже с пятого века до нашей эры данный термин сделался основной характеристикой явления, известного нам именно как античная философия. В свою очередь, софисты были знатоки риторики. А смысл обучения – это умение говорить очень убедительно и главное искусство античной демократии, важное для того, чтоб подняться по общественной лестнице. Основой образования становится развитие навыка логически и правильно излагать все свои мысли, в особенности для будущих политиков.
Итак, софистами называют философские школы в Древней Греции. При этом представители философской школы выступали не только в качестве философов-теоретиков, а и в качестве философов-педагогов, которые обучали людей ораторскому искусству и философии, другим видам знаний.
Также среди софистов можно выделить такие группы:
Для софистов характерны:
Представители этой философской школы доказали свою правоту при помощи софизмов, то есть разнообразных логических уловок и приемов, благодаря которым правильное умозаключение оказалось в результате ложным, а собеседник постоянно запутывался в своих мыслях.
Вот примером данного умозаключения послужит "рогатый" софизм: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".
Такой итог достигается не в результате логической и парадоксальности, трудности софизма, а в итоге некорректного применения разных логических смысловых операций. Первая посылка, в указанном софизме, ложна, но выдается именно за правильную, отсюда появляется результат.
Деятельность софистов вызывала неодобрение у властей, у многих представителей других философских школ, а софисты внесли огромный вклад именно в греческую культуру и философию. А к их основным заслугам относят :распространение огромного количества философских и прочих знаний среди граждан греческих полисов; критический взгляд на всю окружающую действительность.
Самым видным представителем именно старших софистов являлся Протагор. Философское кредо Протагор смог выразить в своем высказывании: "Человек - мера всех вещей, которые существуют, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".
Что же это означает, а то, что в качестве критерия оценки всей окружающей действительности, плохого и хорошего софисты выдвинули субъективное мнение каждого человека:
Кому-то из современников Протагора приписали создание произведения "Двоякие речи", оно подводит к мысли именно об относительности познания и бытия и учит молодежь достигать победы в любом споре при разной ситуации.
Для того времени отношение Протагора к богам довольно оригинально и по-революционному красиво: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка".
Самым уважаемым из всех философов, которые имели отношение к софистике, был Сократ. Он не оставил каких-то значительных философских произведений, но смог оставить в истории очень интересные методики как выдающийся философ-педагог, мудрец, полемист.
Главный метод, который выработал и применял Сократ, получил название "майевтика". Вся суть "майевтики" не в том, чтоб научить истине, а в том, чтоб при помощи логических приемов, а также по наводящим вопросам постепенно подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
В свою очередь, философ вел свою философию и всю просветительскую работу именно в толпе людей, на разных площадях, рынках в форме простой и открытой беседы (то есть спора и диалога). Темами были самые разнообразные злободневные проблемы данного времени, но оставшиеся актуальными и сейчас - зло и добро; счастье; несчастье и любовь; честность и ложь, пр.
Также Сократ являлся сторонником именно этического реализма, который утверждал, что: любой порок или зло люди совершают от незнания; самое разнообразное знание и есть добро.
Но философ не понял официальные власти и воспринимал его как обычного софиста, который подрывает устои общества, сбивает с толку молодежь и не чтит богов. За все это он был приговорен к смерти - принял чашу с ядом - цикутой.