Философия русского просвещения


Философия русского просвещения

Общая характеристика периода

Век восемнадцатый может рассматриваться в российской истории как аналог европейского ренессанса, эпоха коренного преобразования общества, затронувшая все сферы его жизни, тесного знакомства и обмена идей с зарубежными просветителями, складывания как российской науки вообще, так и философии в частности.

Коренные реформы, проведенные Петром I в начале века значительно изменили облик русского общества, начался процесс секуляризации общественной жизни и культуры, произошел разрыв в мировоззрении высшего общества, дворянского сословия и остального населения России (крестьянства, мещанства), который со временем продолжил лишь углубляться. Дворянство стало более социально мобильным, освобожденным от гнета традиций, но привязанным к государственной службе.

Реформы, затронувшие буквально все сферы жизни общества – армию, экономику, духовную жизнь, образование, сословный строй, неизбежно повлекли за собой изменение облика России, что в свою очередь не могло не сказаться на философских воззрениях отечественных мыслителей. Коренные преобразования требовали качественно новых философских взглядов способных не только обосновать их осуществление, но и наметить путь дальнейшего развития российского государства.

Одновременно источником измерения и развития русской философской мысли стало щедрое приобщение к идеям философии европейской. Идеалы просвещения проникали в русское общество и философию завоевывая свое место не только среди светских мыслителей, но даже теологов, не редко признававших необходимость и значимость светской науки.

Вместе с тем, в отличии от западной философии данного периода, русское просвещение не несло атеистического, антирелигиозного характера. Вопросы бога, бессмертия души по-прежнему занимают русских философов хотя и разрешаются в несколько новых условиях.

«Ученая дружина Петра»

Философия русского просвещения развивалась как отдельными личностями, так и целыми объединениями мыслителей, наиболее значимым из которых является кружок «ученая дружина Петра», основанный Феофаном Прокоповичем. Помимо самого основателя в данный кружок входили такие идеологи как:

  • В.Н. Татищев,
  • А.Д. Кантемир,
  • А.М. Черкасский,
  • И.Ю. Трубецкой.

Будучи богословом Феофан Прокопович чутко воспринял передовые идеи европейского просвещения. Он одним из первых в России дал обоснование концепции деизма, согласно которой хотя бог и создал мир, а также все его законы, сам он уже не в состоянии вмешиваться в его дальнейшее развитие, в следствии чего никакие чудеса не возможны. Мир открыт человеческому разуму и познанию, а потому наука имеет бесспорное преимущество перед религиозным учением, хотя в отличии от зарубежных коллег Прокопович вовсе не отрицает значения библии, хотя и утверждает, что ее следует понимать аллегорически.

Социальная философия Прокоповича содержит идею об «общей пользе», как понятии призванному регулировать взаимоотношения между властью и ее подданными, а также между сословиями. Прокопович отстаивает необходимость сильной центральной власти, церковь с его точки зрения должна стать подконтрольна монарху, а не быть государством в государстве, как в средние века. Именно эту мысль Прокопович положил в основу «Духовного регламента» - официального документа, регулирующего деятельность священного синода.

В.Н. Татищев признает одним из крупнейших деятелей «ученой дружины». Татищев позиционирует философию как науку наук, сосредоточие истинного знания. В своих работах он одним из первых в нашей стране обстоятельно раскрывает проблематику познания, антропологии, общественного и политического устройства государства, движущих сил его развития.

Философские идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева

Михаил Васильевич Ломоносов – крупнейших русский ученый восемнадцатого века, затрагивающий в своих работах проблематику самых различных научных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных.

Ломоносов, как и большинство философов данного периода декларирует деистский подход к пониманию бытия, рассматривая бога как творца, который после создания мира отстранился от дальнейшего вмешательства в его дела, и мир продолжил развиваться согласно устроенным в нем законам. При этом раскрывая законы функционирования мира Ломоносов выступает последовательным материалистом, объясняя все многообразие проявлений окружающего мира через разнообразие форм и свойств самой материи.

Ломоносовым была создана корпускулярная теория, согласно которой материя состоит из атомов, которые в свою очередь объединяются в различные более крупные соединения (корпускулы) из которых уже и выстраиваются тела. Свойства корпускул, определяющие свойства самого тела определяются составом и численностью атомов, из которых она состоит. В качестве первичных качеств материи Ломоносов выделял:

  • протяженность,
  • тяжесть,
  • движение,
  • упругость и др.

Также Ломоносовым был сформулирован закон сохранения вещества и движения. Материя неисчерпаема, а число ее частиц постоянно. Движение же выступает проявлением внутренней активности материи.

В гносеологических воззрения Ломоносов преодолевает конфликт эмпиризма и рационализма справедливо замечая, что без опыта, чувственных данных никакой разум не смог бы сделать верных выводов относительно объективной реальности, равно как и сами чувственные данные не могут быть источником достоверного знания без их критического осмысления.

Большое влияние идеи Ломоносова оказали на становление философских взглядов А.Н. Радищева. Радищев также придерживается деизма, при этом раскрывая проблематику бессмертия души он с одной стороны рационалистически обуславливает ее связь с материальным телом и смертность, а с другой указывает на ее божественное предназначение, которое заключается в совершенствовании и развитии, после чего делает вывод о бессмертии души через ее перерождение в новом более совершенном обличии.

Центральной проблематикой философии Радищева стало социально-политическое устройство общества. Радищев воспринял идеи общественного договора и естественного права, согласно его утверждениям каждый человек имеет равные права как на собственность, так и на ведение общественной и политической жизни, в то время как порабощение человека человеком не только унижает его достоинство, но и развращает как помещика, так и самого крестьянина. Политические идеи Радищева изложенные в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» стали фундаментов революционнно-демократического движения в России.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :