Философия образования — учение в философии, областью изучения которого является философское обоснование образования, способы и пути развития образовательных систем и институтов.
В 40-х годах XX века наблюдается тенденция формирования специфических обществ, которые подымали вопросы образования, это и послужило основой возникновения философии образования как специальной области знания. Но вопросы изучения педагогики волновали мыслителей всегда. Начиная с античности педагогические вопросы подымаются в философов.
В XIX веке вопросы, связанные с образовательными и просветительскими целями становятся центральными для многих философов и педагогов. Среди них Ян Амос Коменский, Гердер, Гегель, в России вопросами образования занимались Одоевский, Хомяков, Юркевич, Л.Толстой. Д. Дьюи, М. Бубер применяли принципы своей философии к вопросам педагогики. Еще в 1930-х годах педагогика рассматривалась как прикладная философия.
Основоположником данной области философского знания считается Д. Дьюи. Д. Дьюи и А. Уайтхед подчеркнули природу философии образования, как детерминированную самой философией. Область проблем и границы философии образования обсуждаются до сих пор.
Можно выделить следующие проблемы философии образования:
К вопросам решения проблем образования применялись различные подходы:
Аналитическая философия образования основа на бихевиористских подходах, идеях психоанализа, а также кибернетическом подходе к психике человека. Данная концепция возникает в 60-х годах прошлого века в Англии и США. Ее представители — И. Шеффлер, Р. С. Питерс, Е. Макмилан, Д. Солтис и другие — видели главную цель в этом направлении исследование языка.
Критико-рационалистическая философия образования формируется в 60-е годы XX века (В. Бреницка, Ф. Кубэ, Р. Лохнер). Эта концепция основана на идеях критического рационализма Карла Поппера. Главные черты направления:
Культурологический подход, согласно которому весь образовательный процесс рассматривается как культурный. Деятельность педагога заключается в создании и передаче культурных ценностей.
Экзистенциально-диалогический подход в первую очередь характерен для трудов М. Бубера, который в основе педагогики видел межличностные связи. Воспитание и образование рассматриваются как диалог. Диалог рассматривается в философии Мартина Бубера как таинство, святая святых. при этом подчеркивается не общение учителя и ученика в прямом смысле. под диалогом понимаются в целом человеческие отношения. Основные идеи Мартина Бубера изложены в его работе под названием "Я и Ты".
Гуманистическое направление. Представителями этого подхода являются Ж. Ж. Руссо, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. Они верили, что в каждом ребенке заложено позитивное ядро, которое должен разглядеть и развить педагог. Ребенок рожден свободным и ему не нужно навязывать свои идеи, он сам сформирует свое мировоззрение. Идеал воспитания — гармоничная и свободная личность.
Педагогическая антропология (А.Гелена, М.Шелера, Э.Мунье, М.Хайдеггера, Г.Марселя и др.). Идеи этого направления различны и ориентированы на разные проблемы. Существуют натуралистически ориентированные и феноменологические варианты педагогической антропологии. Выдвигается на первый план «homo educandus». Представители этой концепции стремятся строить антропологию юношества и детства. Человек в педагогической антропологии понимается как целостное духовно-телесное существо.
Критико-эмансипаторская философия образования. Ее основоположники - П. Фрейре и А. Иллич —оценивали роль школы в обществе крайне негативно, считая именно школьное образование виновником многих бед. Они выступали с предложением отказаться вовсе от школы, продвигая идеи с радикальной программой реорганизации образования. Главный уокр в адрес школьного образорвания заключался в том, что в школе обучение строится так, что подавляются креативные способности ребенка, школа растит конформистов, а деятельность учителя основывается на манипулятивном и подавляющем поведении. Предложенные идеи Илличем и Фрейре считаются примером антипедагогики, провозглашающей идеи школы как места, где деятельность учителя сводится к эмпатическому взаимодействию с учениками, отказываясь от любых правил, существующих норм и представлений об образовательном процессе.
Постмодернистская философия образования близка к идеям критико-эмансипаторской философии образования. В постмодернизме происходит:
Тенденции философии образования на современном этапе: