Философия нового времени


Философия нового времени

Общая характеристика тенденций философской мысли

Новое время характеризуется интенсивными изменениями в социальной реальности и бытовой жизни людей. Разворачивается мануфактурное производство, находят свою реализацию научные идеи и открытия, создаются технические приспособления, капитал начинает играть все большую роль в обществе, тесня сословные устои.

Развитие естественно-научного знания с его последующим воплощением выводят на первый план вопросы познания мира, не постижения его сущности, предельного знания вещей и субстанций, а определение точности понимания механизмов и закономерностей, способности описать и объяснить их, а затем использовать. Человеческий разум становится во главе всей философской мысли олицетворяя собой тенденции нового времени.

Именно в новое время зарождаются утопические идеи – представление о разуме, как универсальном ключе к развитию человечества и решению всех его проблем. Вера в бесконечность научного прогресса, преобразование человеческой природы посредством просвещения, порождает мечту о рациональном обществе, в котором все противоречия разрешают посредством разума. На практике данные идеи находят свое воплощение в проведении политики просвещённого абсолютизма.

Одной из центральных проблем философии становится проблема о методе, в первую очередь методе познания, основном источнике достоверной информации о мире и критериях данной достоверности. Как ответ на эту проблему появляются два основных философских течения – эмпиризм и рационализм предлагающие различные способы ее решения. Во многом философия Нового времени характеризуется дискуссией между представителями данных направлений.

Рационалистическая философия

Рационалисты предполагают, что достижение истинного знания возможно лишь средствами чистого разума, незамутнённого непосредственными ощущениями. К основным представителям данного направления можно отнести:

  • Р. Декарт
  • Б. Спиноза
  • Г. В. Лейбниц

Декарт создает дуалистическую картину мира рассматривая в качестве исходных субстанций материю и дух. Материя способна к движению и бесконечному делению, благодаря чему создает весь неисчислимый ряд вещественных проявлений реального мира. Духовная субстанция напротив неделима и отождествляется с разумом или мышлением. Разум служит главным источником знания, при этом отдельные идеи представлены в нем изначально, как врожденные, например, бог или число, другие разум получает за счет процесса мышления, основанного на сомнении.

Для описания процесса мышления Декарт вводит понятия субъекта – осознающего себя мыслящего сознания, и объекта – т.е. всего на что субъект направлен в своем познании. Объекты в свою очередь могут быть трех видов:

  • предметы материального мира
  • сознания других людей
  • собственное сознание

Для философии Декарта характерен тотальный механицизм, который основан на представлении о всеобщей причинной обусловленности. Даже человек рассматривается философом как сложный механизм, управляемый посредством движения животных духов. Духи передвигаются по трубкам от органов чувств к мозгу, а затем обратно, вызывая мышечные сокращения. Таким образом, Декартом был впервые описан рефлекс.

Спиноза развивал моническую системы бытия, единственной субстанцией которой является бог. Все есть бог и вне бога ничего не возможно, при этом бог как сущность обладает бесконечным числом атрибутов, из которых для человека характерны лишь два – мышление и протяженность. Спиноза предполагал, что наука и рациональное мышление необходимо для познания мира, т.е. бога и выработку таким образом любви к нему.

Лейбниц предположил существование бесконечного числа субстанций, каждая из которых является вечной и неделимой. Для их обозначения был выбран термин монада. Каждая монада проявляет постоянную активность в виде стремления, восприятия или представления, при этом монады организованы в соответствии с жесткой иерархической системой. Наиболее мелкие монады отвечают за представленность материального мира, высшие монады, обладающие разумом представляют собой человеческие души. Бог рассматривался как абсолютная рациональная монада, которая выстраивает гармонию взаимоотношений всего мира.

Эмпирическая философия

Замечание 1

Эмпиризм противостоял рационализму, отрицая возможность врожденных идей и разумного замысла как такового, выводя познание из естественных чувственных ощущений и опыта человека, которые в значительной степени определяют его развитие.

Ф. Бекон одним из первых формулирует принципы эмпиризма. Бэкон постулирует, что главным объектом изучения науки должна выступать природа, а результаты исследований должны применяться на практике. При этом он рассматривает два пути выявления научного знания – от частного к общему и от общего к частному. Однако сам Бэкон придерживается лишь эмпирической концепции, т.е. объединение частных опытов для установления общих закономерностей и связей между ними.

При этом Бэкон развивает учение об идолах, как ложных представлениях, создающих препятствия на пути к достижению истинного знания. Идолы или призраки могут быть четырех видов:

  • призраки рода – естественные ограничения человека, как биологического существа (не способность увидеть радиоволны или услышать ультразвук)
  • призраки пещеры – индивидуальные стереотипы и представления, связанные с условиями жизни личности
  • призраки рынка – социально навязанные стереотипы и представления
  • призраки театра – научные заблуждения, общепринятые в конкретной образовательной среде
Замечание 2

Бэкон рассматривает эксперимент как единственный источник достоверного знания, очищенного от идолов за счет жесткого контроля каждого этапа его проведения.

Джон Локк развивал и систематизировал идеи Бэкона. Он отрицал существование врожденных идеи и предполагал, что человек рождается с чистым сознанием, которое заполняется чувственным познанием и опытом. Восприятие и опыт выступают основными источниками знания в то время как разуму отводится роль систематизатора идей и продуцирования нового знания на основании более простых идей, усвоенных из внешнего мира.

Локк выразил мысль о существовании двух видов идей – внешних, как опыта чувственного восприятия, и внутренних, как рефлексии, собственного переживания относительно воспринятого. В соответствии с ними предметы внешнего мира могут обладать объективными свойствами, такими как масса, протяженность, движение, и субъективными, переживаемыми человеком при их восприятии, такими как цвет, вкус, запах.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :