XVIII век известен как век Просвещения. Именно во Франции сформировались классические идеи Просвещения. Для этого направления были характерны следующие черты:
Просветители негативно относились к религии, преимущественно считали себя атеистами (хотя и не все). Они критиковали существующую социальную реальность, обличали «деспотизм» правителей. Они связывали возможные улучшения общественного бытия с приходом к власти просвещенного мудрого монарха, который провел бы необходимые реформы. Именно в среде просветителей утвердилась идея о незыблемости прав и свобод человека.
Шарль Луи де Секонда, барон Ля Брэд, граф де Монтескье является одним из самых выдающихся представителей французского просвещения. Он родился в дворянской семье, учился в бордо, где вскоре стал советником в парламенте. Он вел светский образ жизни, много путешествовал и усердно занимался наукой, первоначально - физикой, анатомией, ботаникой, позже - историей и правом.
Образ жизни сказался на его манере написания, на его взглядах. Его произведениям был присущ как сатирический характер, насмешка над аристократическим обществом, так и острота политических рассуждений. В его работах можно уловить следы влияния английского философа Джона Локка, экономиста Адама Смита. Он участвовал в написании знаменитой просветительской «Энциклопедии», однако самым значимым его произведением стала работа «О духе законов».
«О духе законов» содержало важнейшие выводы по следующим направлениям:
Монтескье выступал как критик идеализма. Он заявлял, что материальный мир существует непрерывно, он лишен разума и представляет собой движущуюся материю. Человек, прежде всего, является физическим существом, наделенным телесной сутью, он смертен и не является подобие Бога. Человек очень похож на животных, однако он правильно указывал на его главное отличие: человек - существо социальное, он живет только в обществе. Однако степень его мышления намного превосходит возможности животных.
Вступая в полемику с христианским учением, Монтескье утверждал, что животные не созданы специально для человека. Животные вполне самодостаточны, у них нет ряда человеческих преимуществ, но есть те возможности, которыми не располагает человек. Например, они лучше способны себя защитить, не обладают человеческими страхами, не злоупотребляют страстями.
И люди, и животные подчиняются объективным законам природы. Их никто не в силах изменить по собственному желанию.
Суть законов природы с точки зрения Монтескье - это отражение отношений между различными движущимся телами.
Монтескье, не отвергая полностью религию, утверждал, что даже Бог подчиняется законам природы. Таким образом, Монтескье был уверен, что все имеет свои причины и не может возникнуть из ничего.
Исходя из этого, Монтескье основывал свою теорию познания на признании объективного существования природы в пространстве и времени. Окружающий мир воздействует на человека, вызывая у него определенные представления о действительности. Знания предметны, они идут к человеку от природных вещей и к самому человеку как части природы. Основным источником знания он признавал опыт. Только с опорой на опыт можно составить верные суждения о природе и обществе.
Однако признавая роль опыта, Монтескье, тем не менее, подчеркивал важность разума, его рациональные способности, для анализа поступающих ощущений и формирования представлений. Он критикует многих современников за то, что они недооценивают элементарный здравый смысл при вынесении суждения, а также стремятся обременить свой разум украшениями, как женщины себя нарядами.
Монтескье придерживался исторических воззрений на возникновение государства. Государство представляет собой определенный этап в развитии человеческого общества, начальной ступенькой которого было естественное состояние. Под естественным состоянием он понимал мирное существование семей. Из первобытного состояния человек вышел под давлением страха за свою безопасность и стремлением к общению.
Образование семей послужило началом создания общества, чему способствовало осознание общности человеческих интересов. Когда интересы в обществе раскалываются, начинается вражда людей друг с другом, и нет способа прекратить это без насилия, возникает государство. Однако создание государства вытекает из соглашения всех людей стать его гражданами, тем самым Монтескье являлся сторонником договорной теории происхождения государства. И если просветители до него толковали общественный договор как своего рода сделку между народом и государством, то Монтескье понимал под ним только вручение народом власти правителю. Однако граждане вправе изменить форму правления, если правитель будет злоупотреблять полученной властью.
Монтескье провозглашал правление не людей, а законов. Если законы нарушаются, то народ вправе поднять восстание против правителя. Правитель обязан выполнять волю граждан, воплощенную в законах.
Просветитель выделял три формы правления:
Первые две он рассматривал как приемлемые, где правление основывается на положительных законах государств. Даже в монархии власть основывается на неизменных установленных законах, к тому же там, несмотря на правление одного лица, властные функции рассредоточены среди многочисленных органов, должностных лиц, что делает систему более стабильной. При деспотии правит один человек, исходя из собственных желаний и прихоти. Устанавливается такая система отношений между правителем и народом, когда правитель воспринимается как господин, а все остальные - его рабы. В результате происходит проявление страстей, а не разума, наблюдается низкая степень просвещенности и рост заблуждений.
Стоит также упомянуть о классической теории разделения властей, разработанной в трудах Монтескье. Он использовал разделение властей как один из способов различения форм правления, и выделял законодательную, исполнительную и судебную власть. Все три ветви должны быть независимы друг от друга, если они смешиваются, то это приводит к деспотизму.