Космизм - это ряд маргинальных религиозных, мистических, эстетических и научных философских течений, которые объединены в одну общность на основании представлений о человеке, заимствованных из христианской философии, объединенных в одно целое с космосом и развивающихся вместе с ним по неким общим закономерностям.
Философия космизма сформировалась в конце XIX в. и представляла собой объединение философии, мира и науки. Такая философия выражена в желании философов утвердить мировоззрение, где космос, окружающий мир и человек понимаются как взаимосвязанное целое.
Известные мыслители данного философского течения - это Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и другие.
Николай Федорович Федоров – один из ярчайших представителей русского космизма и гуманизма. Является создателем «философии общего дела», где удивительнейшим образом объединяет религиозный мистицизм с верой в силу творческих возможностей человека.
Идеи космизма Федорова тесно связаны с теорией супраморализма.
Супраморализм - это религиозно-мистические учения о воскрешении предков.
Такая идея взята им из христианства, но осуществление «дела», в его случае, совершалось потомками Христа, а не самим Христом. Федорова совершенно справедливо относят к представителям христианской ереси.
По взглядам Федорова, путь к воскрешению лежит в основе познания связи между атомами и молекулами и управлении жизненным процессом. Сюда относится его проповедь регуляции природы (обращение ее из разрушительной в воскрешающую).
Цель регуляции - оживление некогда живших предков, тогда как цель науки - это задача их размещения. Чтобы постичь это, необходимо выйти за пределы Земли, овладеть космосом.
Помимо прямой направленности на религиозную утопию русский философ обозначил и реальные научные проблемы, которые отвечали интересам будущего человечества.
Основные проблемы философии космизма Н. Федорова:
Главные вопросы философии – это найти утраченный смысл жизни, познать цель существования человека и устроить жизнь, руководствуясь достижению этой цели.
Основная задача философии космизма Федорова – создание проекта «общего дела» людей по изменению мира и человека. «Общее дело» всего человечества - это победа над смертью и всеобщее спасение человечества.
Основные утверждения Николая Федорова:
Константин Эдуардович Циолковский - это ученый, изобретатель, потерявший слух в возрасте 14 лет. В 1879 году сдал экзамены экстерном на звание учителя и на протяжении всей жизни преподавал физику и математику.
Так называемый «отец космонавтики» по складу ума чем-то напоминал Льва Толстого. Циолковский, подобно ему, также всю жизнь «бил в одну точку» и стремился наиболее полно и четко постигнуть суть прозрений, которые его вдохновили.
Циолковский не имел основательной философской подготовки, но ему была присуща особая пророческая интуиция, которая преподносила его учения как религиозное откровение. Сам мыслитель не считал себя верующим человеком, и настойчиво отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного. В размышлениях о мире дуализм ему был чужд. «Я - чистейший материалист, не признающий ничего, кроме материи» - писал Циолковский.
По его взглядам, если же и существуют духи, то это не потусторонние существа, а просто «неизвестные силы неба», которые состоят из той же материи, но только «более разреженной и элементарной, чем нам известна».
Такая мысль очень похожа на утверждения первого материалиста-атомиста Демокрита. Вся причина заблуждений в ограниченности наших знаний, и чем глубже мы проникаем космическую бездну, тем доступнее для нас становится и «естественное объяснение» таинственных явлений и загадок.
Суть взглядов Константина Циолковского:
Владимир Иванович Вернадский - один из крупнейших ученых и философов-космистов. Обосновал теорию ноосферы.
Одно из основных фундаментальных открытий Вернадского - осознание того, что эпоха современности знаменует переход от биосферы к ноосфере.
Биосфера - это область Земли, охваченная «живым веществом» или «совокупностью живых организмов». При этом термин «жизнь» он считал неприемлемым, так как его использование неизбежно выведет за пределы явлений, изучаемых в науке.
Основные утверждения философии космизма В. Вернадского:
Александр Леонидович Чижевский - биолог, основоположник гелиобиологии. Обосновал зависимость между циклами солнечной активности и многими явлениями в биосфере. Чижевский создал уникальную философскую систему космической биологии.
Суть философии космизма Чижевского заключается в развитии жизни на Земле (биосферы), которое происходит как под влиянием внутренних причин, так и под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, играет Солнце. Периоды всплесков активности на Солнце влияют на поведение всего живого, его социальные проявления, такие как революция и войны.