Несмотря на то, что конфуцианство принято называть религией, по своей сути оно больше похоже на философскую концепцию, важную часть которого составляют этические и нравственные нормы поведения. Однако сила их влияния на людей сопоставила с постулатами таких мировых религий, как христианство и ислам. На сегодняшний день насчитывается более 6,3 млн. последователей конфуцианства, хотя точное число конфуциан установить трудно из-за их поликонфессиональности.
Сам Конфуций родился в 551 году до н.э. в восточном Китае, его настоящее имя - Кун Цю, обращение к нему «учитель Кун» звучало как Кунцзы, что в Европе трансформировалось в Конфуций. Вместе со своими учениками он путешествовал по Китаю, распространяя свое учение, позже его идеи были собраны учениками и изданы в книге «Луньюй» - «Беседы».
Сам Конфуций старался следовать проповедуемым им принципам. Дошедшие до нас высказывания о нем свидетельствуют, что он был мягок, добр и вежлив, проявлял скромность и умеренность во всем, своих учеников учил четырем вещам: поведению, культуре, доверию и преданности, и наставлял против четырех зол: себялюбия, категоричности, упрямства и домыслов.
В одном из своих высказываний Конфуций рассказывает о своем жизненном пути. Так, в пятнадцать лет он приступил к учебе, в тридцать - встал на ноги, в сорок достиг освобождения от сомнений, в пятьдесят познал веления Неба, в шестьдесят научился правду различать на слух, а с семидесяти стал следовать велениям сердца и не нарушать меры. Однако в порыве скромности считал, что его достижения далеки от совершенства. Он говорил: «Дао благородного мужа содержит три принципа, я не дотягиваю до них: благородный муж, будучи человеколюбивым, не печалится; будучи знающим, не сомневается; будучи храбрым, не робеет». Его ученики назвали это Путем-Дао учителя.
Дао - путь, способ нравственного совершенствования личности, поведение человека, основанное на этических началах.
Конфуций был великим мыслителем, который вобрал в себя все основные черты своей эпохи, основные качества и устремления китайцев, преломил их через собственную мудрость и воплотил в виде образа Учителя, но не строго, а доброго и понимающего, который не только учит других, но и сам учится вместе с ними, становясь для них настоящим духовным наставником.
Его высказывания проникнуты не только родовой мифологией, но и обладают поэтическим стилем. Конфуций и его последователи создали поэтический гимн, который можно рассматривать как аналог коллективного родового песнопения, их идеи воплощаются в ритуалах и музыке. Так переплетается философия с поэзией и древнеродовыми установками.
Для самого конфуцианства характерен универсализм, который означает возможность применения его учения во всех сферах жизни общества - от социальной до политической, от межличностного общения до законотворчества и науки. Кроме того, в конфуцианстве все положения имеют прямую связь с реальной жизнью, с практикой.
В центр своего учения Конфуций поставил человека, однако не самого по себе, а в его взаимоотношениях с окружающими людьми, с обществом. Он создал идеал благородного муж, который должен был обладать рядом добродетелей:
Человеколюбие Конфуций считал важнейшим качеством, он говорил: «Жить в человеколюбии - это прекрасно». Однако он не рассматривал человеколюбие как обязательство отказаться от себя и своих интересов. Напротив, Конфуций считал, что человеколюбие способно помочь человеку в преодолении его трудностей через помощь других. Оно придает человеку силы и радость: «Человеколюбивый в человеколюбии обретает покой, умелый из человеколюбия извлекает пользу».
Человеколюбие складывается из обладания следующим рядом качеств:
Наличие этих качеств в личности заставляет человека вести себя определенным образом, обращать внимание на интересы других, их потребности и желания. В соответствии со своими этическими нормами он поступает так, что и другие не оказываются ущемлены. В результате, возвышаясь сам, возвышает других, если уважаешь, то и уважаем, если умеешь доверять, то и тебе самому доверяют. С опорой на эти качества легко добиться успеха и признания.
Характеристики других добродетелей показывают направление развитие личности. Так, категория «и» включает в себя понимание долга, справедливости и ответственности. Выше собственного блага человек должен ставить общественные требования и нужды.
Ли дает представление о различиях между людьми, прежде всего по их статусу. Тот, кто ниже, должен подчиняться тому, кто выше - это гарантирует мир и спокойствие.
Чжи определяет уровень развитости мыслительных способностей человека, его образованность.
Синь включает в себя верность, как собственным принципам, так и верность своему государю, отцу.
Конфуций видел свою задачу в том, чтобы вернуть общество к изначальной чистоте, основанной наследовании нормам морали. Однако помимо хорошо разработанного учения о личности, Конфуций немало внимания уделил социальной форме устройства общества. Его учению присуща жесткая социальная иерархия, в которой каждый знает свое место. В соответствии со своим статусом каждому необходимо поступать и вести дела с другими. Однако критерием разделения общества должны служить не богатство и происхождение, а способности и добродетели, знания и труд. Общее процветание и благоденствие возможно лишь тогда, когда каждый будет выполнять взятый на себя тяжелый повседневный труд.
В качестве основы государства Конфуций видел семью. При этом само государство им воспринималась как большая семья. Именно поэтому в его концепции особое место занимает «Сяо».
Сяо - нравственный императив, регулирующий отношения между старшими (императором, отцом, мужем, старшим братом) и младшими (подданными, детьми, женой, младшими братьями), которые должны выстраиваться на основе слепого и безоговорочного подчинения младших старшим.
Следование этому принципу не только является основой стабильности и порядка, но и гарантией для самого человека на помощь в трудную ситуацию. Так, если все следуют приписанным им нормам и правилам морали, в государстве поддерживается мир, то и человек может рассчитывать на социальную помощь и минимум материальных благ. В отличие от западной философии конфуцианство ориентирует человека не на индивидуальные ценности, а на единство с другими, на соединение в семье и государстве. Несмотря на дух коллективизма, конфуцианство не отвергает необходимость развития богатого внутреннего мира человека.