Китай – одно из самых древних цивилизованных государств мира, где приблизительно четыре тысячи лет назад, сразу же за рождением рабовладельческого строя, начинает создаваться яркая и самобытная традиционной китайской философии..
Все философские течения в Китае, которые берут начало в глубине веков, оснащены богатым содержание и представляют собой основу в истории познания всего человечества. Одной из отличительных характеристик китайских мифов был сказочный образ действующих в них богов и духов.
Многие из древнекитайских известных божеств имели очевидное сходство с крупными животными, а также разнообразными рыбами, то есть представляли собой полуживотных – полулюдей.
В эпоху Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.) главным критерием в философии Китая было религиозное мировоззрение. Древние китайцы верили, что всё в этом мире всё в этом мире можно определить как послание с неба и что «предсказания неба» возможно узнать только через некие гадания, а также таинственные предзнаменования.
Мифологические представления ярко освещали полноценную систему господства родовой знати, а главным элементом древнекитайской религии выступал культ предков, развивающийся на признании положительного влияния духов умерших на судьбу всех потомков.
В этот культ китайцы относили м мифических героев древности, которых показывали в виде великих благодетелей всего человечества. Почитание предков предполагало укрепление общего положения родовой знати.
Высшим и уважаемым посредником между духами и обычными людьми являлся некий государь, в обязательства которого входило приношение жертвы духам неба и земли.
Рисунок 1. Характерные черты китайской философии
Время становления традиций в Китае приходится на середину 1 тыс. до н. э. Исследователи отмечают, что приобщение к письменной культуре у древних китайцев означало высокий социальный статус, поэтому с самого начала философия сыграла очень значительную роль в обществе. Особенностью собственно китайской философии можно выделить такие утверждения:
Специфика китайской философии напрямую связана с ее важной ролью в той острой социально борьбе, которая возникла в самых популярных государствах Древнего Китая. Развитие новых социальных отношений в Китае не разделило сферы деятельности внутри господствующих классов, однако привело к своеобразному разделению труда между политиками и философами, что обусловило прямую подчиненность всех философских направлений политической диктатуре.
Это направление в китайской философии представляло собой строго формализованную и мощную систему трех типов особых социальных объектов, которые были тесно связаны друг с другом по особым ассоциативным и символическим цепочкам:
Такая интересная традиция официально насчитывала более 64 гексаграммы.
Гексаграмма — графическая фигура, являющаяся комбинацией шести черт (т. е. линий) и снабженная афоризмом, поясняющим ее значение.
Согласно этому направлению весь мировой универсум представляет собой чередование разнообразных жизненных ситуаций, вызванных прямым взаимодействием сил света и тьмы, и каждый из таких положений символически изображается одной из гексаграмм.
На начальном этапе развития китайская философия включала в себя огромное количество различных взглядов и доктрин, в силу чего данный период времени получает определение «соперничества ста школ». Наиболее авторитетная классификация первых известных философских школ имеет 6 основных учений:
Вышеуказанные критерии стали весомым аргументом для исследования и создания последующих вариаций, которые с течением времени начали быстро разрастаться благодаря подключению новых направлений китайской мысли.
Основателем конфуцианства был известный во всем мире мудрец по имени Кун Фу-цзы - «учитель Кун», родившийся в 552/551 г. до н. э.
Кун Фу-цзы — первый исторически достоверный философ Китая, который происходил из очень знатного и восходил к династии Инь, свергнутой в конце XI в. до н. э.
Начав вести жизнь профессионального учителя, Кун-цзы прославился как самый талантливый наставник более 3 тысяч учеников. В 496 г до н. э. мыслитель по праву стал первым советником в небольшом царстве Лу и продолжил воплощать в жизнь свои представления об идеальном устроении человеческого общества.
На основе учений и бесед с Кун Фу-цзы его последователи составили книгу «Лунь юй», знание которой вскоре стали необходимым этапом китайской образованности.
С самого начала главной установкой Конфуция было «передавать, а не брать, верить древности, любить и уважать ее». Заложенные моистами традиции общего соединения философской религии и популярных естественнонаучных наблюдений не получили последующего развития.
Канонизация конфуцианства в лице Конфуция выразила свое достаточно пренебрежительное отношение ко всем существующим в Древнем Китае прикладным знаниям. Свои учения исследователь считал основной задачей и обязательным условием для самосовершенствования такой важной нравственности в обществе, создавая уникальный идеологический заслон для привлечения естественных наук в философии.