Философия кинизма


Философия кинизма

Школа киников и ее основные представители

Определение 1

Кинизм - одно из направлений античной философской мысли, образовавшее школу сократического толка.

Основателями кинизма являются Антисфен Афинский и Диоген Синопский в IV в. до н. э. Существует несколько вариантов происхождения названия школы. По одной версии оно произошло от прозвища Диогена «пес», звучание которого могло лечь в основу названия, по другой - от названия гимнасии, в которой Антисфен занимался со своими учениками - «Киносарг». Еще одна версия утверждает, что название происходит от слова «наглый» и «бесстыжий» что также является производными от «пса», но в том смысле, что киники вели себя вызывающе и часто асоциально. Кинизм просуществовал более восьмисот лет - до 4 в. н.э.

Помимо Антисфена и Диогена к киникам относят:

  • Кратер Фиванский
  • Метрокл из Маронеи
  • Бион Борисфенит
  • Деметрий Киник
  • Лукиан из Самосаты

Кинизм возник как ответ несогласных на полисную философию Платона и Аристотеля, по сути, явился выражением идей самых беднейших слоев античного общества. Они выдвигали принцип «перечеканки ценностей», что представляло собой полное отрицание предшествовавшей греческой философии и культуры, в частности философского идеализма и реализма, признание бестелесности мира идей, частной собственности, сословного устройства общества, социальное неравенство, власть богатых, полисную мораль, существовавшую модель образования.

Философия киников выражала интересы бедняков, рабов, метеков (неполноправные жители, иностранцы без гражданских прав) - всех тех, кто был лишен благ цивилизации. Киники не просто отрицали это общество, они его эпатировали, открыто демонстрируя свою неприязнь к нему.

Для школы киников были характерны следующие особенности:

  • отдание предпочтения устному слову, а не письменному;
  • отсутствие авторитетного канона сочинений;
  • тяготение к художественной литературе и таким ее формам, как анекдот, пародии, сатира.

Основные вопросы философии кинизма

Философия кинизма связана в первую очередь с отрицанием существовавших порядков - начиная как с государственных, так и с моральных. Способ формирования их суждений был довольно прост и известен как «негативная филиация идей». Киники брали существующие общепринятые идеи и вырабатывали новые, прямо им противоположные. Многие из своих идей они заимствовали у Сократа и ряда других философов, но именно в их учении они развились в целостную систему.

Круг поднятых ими проблем был довольно высок и включал в себя следующие вопросы:

  • проблема свободы внешней и внутренней;
  • личная ответственность и долг;
  • взаимоотношения человека и общества;
  • человек и природа;
  • культура и природа;
  • свобода выбора и исторический детерминизм;
  • критика ценностей;
  • идеал человека;
  • слово и его значение.

Многие из этих вопросов долгие годы не рассматривались при изучении киников, т.к. в первую очередь ученых притягивало к себе их поведение, внешнее выражение идей. Поэтому многие современные исследователи признают, что киники изучены хуже других философских школ античности. Более того, многие современники отказывались называть их философской школой.

Замечание 1

Философия киников представляет собой конкретную систему мировоззрения, тесно связанную с их образом жизни. Они признавали только то, что существует, что можно осязать и чувственно воспринимать. Они даже душу считали телесной. Все существующие в мире законы они называли конвенциональными, т.е. не обязательными к исполнению.

Они признавали только природу, считая это главным своим принципом. Сквозь призму натуралистичности они рассматривали все человеческие ценности, а потому считали все, что не имеет естественного происхождения простой иллюзией и условностью. Природа диктует человеку свои ценности, поэтому человек от природы добр, справедлив, милосерден, не приемлет насилия, не угнетает себе подобных. Однако цивилизация исказила человека, заставив забыть его природное начало и навязав ему ценности высшего общества - деление мира на богатых и бедных, социальное неравенство, рабский труд и т.д. Исходя из того, что природа не терпит излишеств, а довольствуется только необходимым, так и люди должны отказаться от роскошной одежды и богатых пиров, вернуться к минимализму и простоте в своем быте. Однако они вовсе были не против веселья и всех радостей, что дает человеку природа.

Этика киников

Киники отказались от брака и семьи, призывали к общности жен и свободной любви.

Они считали, что их учение - это прямой путь к добродетели, при этом саму добродетель они понимали крайне своеобразно. Под добродетелью они подразумевали свободу разума, спокойствие души и полное пренебрежение к существующим правилам и нормам, ценностям, богатству и власти. Киники занимались бродяжничеством, их знаменитый лозунг - без общины, без дома, без отечества. Они нищенствовали, проповедовали аскетизм и отказ от всяких удовольствий, а также жилища. Типичный вид киник: неостриженные волосы, не стриженая борода, босые ноги. Их можно сравнить с индийским «бикшу» и средневековым европейским нищенствующим монахом. Киники добровольно занимались просвещением, не беря за свои уроки платы.

Они обладали выраженным чувством внутренней свободы, однако она была направлена в первую очередь как отказ от всех земных переживаний и страстей, от искушений и страха, в том числе перед сильными мира сего. Они не терпели ложь и сами всегда находили в себе смелость говорить правду. Киники достигали такого состояния путем упражнений в лишении и жестком самоконтроле, воспитании в себе силы воли. В качестве главного их жизненного столпа была опора на разум. Именно разум они считали той крепостью, которую не взять силой и не сокрушить изменой.

Хрестоматийным примером жизни и философии кинизма является Диоген (412- ок. 323гг. до н.э.). Многочисленные анекдоты про его жизнь повествуют, что он жил в глиняной бочке, отказался от любого вида собственности. Как-то раз увидев мальчика, пьющего воду с горсти, выбросил последнее, что у него было - чашку. По Афинам гуляли рассказы про его бесстыдство, доходящее до того, что философ прилюдно реализовывал естественные физиологические потребности организма. Ему были присущи крайняя последовательность в проповедуемых им принципах, стремление к правде, острота слова. За его характер его прозвали сумасшедшим Сократом, а Аристотель называл просто псом. Известна легенда о встрече Диогена и Александра Македонского. Александр был к тому времени уже известным завоевателем и правителем, хотя Коринф еще не взял (именно там по легенде произошла встреча). Когда Александр сказал, что философ может попросить у него все, что тот захочет, Диоген пожелал только одного - чтобы он не загораживал ему солнце. Диоген первым стал говорить о космополитизме, всячески убеждал своих слушателей встать на путь добродетели, отказавшись от желаний.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :