Философское мировоззрение берет свое начало в мифологии, которая первой поставила мировоззренческие вопросы и давала ответы на них в форме мифа, сказания, эпоса, сказок, легенд и т.п., которые передавались из поколения в поколение и принимались на веру. Философия же пошла противоположным путем, поставив мировоззренческие вопрос под контроль разума, выбрав целью рациональное объяснение мироздания. Она не удовлетворяется чувственно-эмоциональными формами знания, а стремится к аргументированного обоснования своих положений, которые имеют теоретическую форму. В философском знании не рассматриваются практические вопросы. Выдающийся древнегреческий философ Аристотель писал о философии: «Все другие науки является более необходимыми, но лучшего нет никакой».
Философское мировоззрение – мировоззрение, основой которого является рациональное, философское осознание мира. Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом, на место человека в реальной действительности, ее отношение к этому миру, а также обусловленные этими взглядами основные цели жизни и ценности. Философия - это теоретически отражен мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, объяснения различных форм отношения человека к миру, выступает в понятийной, категориальной форме, опирается на достижения наук о природе и социуме и обладает доказательностью.
Рассматривая философию как тип мировоззрения стоит обратится к основными терминам данного вопроса. А именно:
Различают понятия (уровни) мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, мироопредставление, миропонимание, мироотношение. Если мироощущение, мировосприятие, миропредставление является эмоционально-образное видение мира, то миропонимания является чисто понятийное, интеллектуальное видение мира. Мироотношение же определяет направленность видения мира (оптимистическое, пессимистическое). Важнейшими элементами мировоззрения являются: чувство, знания, идеалы, убеждения, воля, критицизм, вера, надежда, любовь.
Философия – духовный процесс, происходящий в сфере человеческой культуры, тесно связан с ее различными областями. Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей существования человека, от его потребности осмыслить свое место в мире. Для каждого индивида весь мир расколот на две части: на «Я», говоря словами Фихте, и «не-Я", включая природу и общество. Вопрос об отношении человека к миру является главным вопросом мировоззрения, с которым соотносится проблема счастья, смысла жизни и др. Все эти вопросы являются экзистенциальными, потому неразрывно связаны с существованием человека, с осмыслением перспектив своего бытия. Наряду с индивидуально-экзистенциальным, истоками мировоззрения имеют место также социально-групповые, художественно-эстетические, внутренне научные и другие истоки.
В истории философского мировоззрения выделяют различные типы философских систем. В зависимости от того, что принимается за сущность мира философия бывает: материалистической (материя первична) или идеалистической (дух является первичным) монистической (одно начало выбирается за основу) или дуалистической (два истока – материя и дух). В гносеологическом аспекте выделяют: рационалистическую и сенсуалистическую философию. Гносеология, которая отрицает познавательность мира является агностицизм.
В зависимости от понимания развития философские системы бывают:
Философия выступая в качестве науки, мировоззрения, методологии и духовности имеет основной вопрос или основные вопросы. Основными вопросами в наиболее общем понимании является постановка и решение проблемы, от которой зависит судьба существования предмета. По основному предмету философии существуют следующие точки зрения:
основные вопросом философии любых периодов (этапов, школ, направлений) является проблема отношения мышления и бытия, материи и сознания, материальной и идеальной со стороны их первичности или вторичности. В то же время, основной вопрос философии- это также проблема, которая решает следующий вопрос: познавательный или непознавательных мир;
суть основного вопроса философии: как соотносится в жизни человека и обществ. Такие явления как мораль, нравственность, безнравственность, то есть эта философия утверждает, что в реальной жизни человек живет и действует в соответствии с нравственности; 3. В все периоды на всех этапах развития философии эта проблема существовала и существует и выступает как проблема человеческой свободы.
Точки зрения понимания вопроса философии:
Проблема свободы в отношении того жизненного мира, в котором они реализуются. Имеет смысл при следующем понимании свободы: свобода - это чувство, осознание, теор.-практической. определенность человеком (сусп.-ом) именно своего, а не чужого места в мире.