В древнем мире мифология выполняла одну из самых важных функций, так как она была формой общественного сознания. Во времена царствования мифологии знания о мире передавались довольно просто. Люди созерцали и осознавали мир, который их окружает, запоминали свой жизненный опыт и передавали его из поколения в поколение. Люди, которые жили в те времена, всегда воспринимали миф как реальность в отличие от его современного понимания.
Эксперты выделяют несколько характерных черт, присущих мифу:
Переход от мифа к философии проходил постепенно и был подготовлен разнообразными факторами экономической, социальной и духовной жизни. Самое большое влияние произвели: развитие и совершенствование аграрного дела и ремесел; распад первобытнообщинного строя и создание первых протогосударств, которые посредством права регулировали нормы общественной жизни; появление товарно-денежных отношений, а также разделения труда с целью повышения эффективности; переход теоретических знаний на практику, что способствовало реальному улучшению жизни людей.
Переход к философскому восприятию мира было связано с зарождением определенно нового типа мышления. Несмотря на то, что это мышление развивалось в лоне мифологического мировосприятия, впоследствии оно стало к нему в оппозицию и обрело принципиальные отличия. Говоря другими словами, философия возникла тогда, когда авторитет разума стал на место авторитета традиций.
Между философией и мифологией можно выделить несколько основных отличий:
В отличие от мифологии, в философских рассуждениях инструментами являются абстрактные понятия, а не эмоции и наглядные образы.
После возникновения философии мифология не исчезает. Более того, мифология продолжает свой путь параллельно с философией, иногда переплетаясь и давая новые идеи. Кроме того творение мифов и мифологии не прекратилось после завершения древнего периода истории человечества. Каждая эпоха создает свою мифологию, которая, так или иначе, дает свое отражение на философию.
Мифология — это комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении мира, о его устройстве, о возникновении человека и общества.
Для древних не было градации между мифом и реальность, они верили в то, что миф это и есть реальность. Так через мифы были запрещены некоторые формы поведения. Для людей мифы устанавливали определенные традиции общества и моральных норм, с целью обеспечения единства и стабильности общества.
Самой главной особенностью мифологического сознания считают синкретизм. При мифологическом сознании все может считаться всем, так как объект и субъект являются нераздельными.
Еще одной особенностью сознания мифологического типа является нечувствительность к противоречиям. Любое явление или предмет может быть одновременно и тем, и другим. Любые объективные связи явлений не имеют никакой ценности для мифа, так как он не обращает внимание на противоречия которые с легкостью видит обычный разум.
Несмотря на отсутствие явной связи, мифологическое сознание можно использовать для установления специфической связи между явлениями. Мифы предлагают несколько разновидностей подобных связей. Во-первых, метаморфоза: люди, животные, явления и предметы могут превращаться друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Ассоциации могут быть самыми разнообразными, например, смерть и сон, дыхание и душа. И в-третьих, объяснение взаимозависимости между явлениями мифа может происходить в зависимости от цели.
Следующая особенность мифологического сознания - это символичность. Так, человек с мифологическим сознанием оперирует в своих доводах и аргументах не фактами и понятиями, а образами и символами. В отличие от абстрактных понятий философии, образы-символы всегда являются конкретными. Символичность мифов проявляется и в определенном олицетворении, когда солнце, время или страх представлены в виде людей (боги Олимпа). Когда речь идет о процессе создании мифа, то тут стоит отметить такую черту как коллективность, так как ни у одного мифа нет автора.
Последняя особенность мифа - это его авторитарность. Миф не дает возможности для своей критики со стороны человека. Он оставляет лишь постулаты и формы, которые нужно принимать «на веру».
Как уже было сказано, в ходе истории миф полностью не исчезает. Так в современном обществе можно наблюдать характерные черты первобытного мифа, правда, в слегка видоизмененной форме. Безусловно, современный миф кардинально отличается от первобытного, но в целом, сравнивая основные характеристики он все так же остается мифом. Мифы существуют в разных сферах жизнедеятельности человека: религия, искусство, политика. Если рассматривать философию, то она берет у мифа мировоззренческий характер, предлагая при этом совершенно иные методы решения проблем данного мировоззрения.
Философское отношение к окружающей человека действительности – это точка зрения разума. На замену символьно-образной системы мифологии философия предлагает рациональные понятия и категории.
Чтобы увидеть особенности философии следует просто пройтись по особенностям мифологии и найти между ними отличия. Во-первых, философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.
Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Взгляды разных философов могут быть противоречащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие недопустимо.
В-третьих, философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснений тех или иных явлений в жизни мира или общества.
Опять же в отличие от мифологии философия старается строить себя рациональным путем, с возможностью дальнейшего объяснения всех своих постулатов. Философия также не является авторитарной, более того ее развитие строится на основе критики.
Ну и совершенно очевиден тот факт, что в философии присутствует строгая индивидуализация, то есть у каждой идеи есть свой конкретный автор. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.