Даосизм - это одно из самых популярных учений, которое берет свое начало в Древнем Китае. Оно занимало почетное место наравне с конфуцианством и буддизмом. Согласно преданию, это учение было тайным, а его тайна была однажды раскрыта легендарным китайским Желтым императором Хуан ди.
Если отбросить все слухи и легенды, то истоки даосизма уходят во времена шаманских культов, обрядов и магических учений. Основные положения даосизма были показаны в работе Лао-Цзы, которая называлась «дао дэ цзин», что в переводе с китайского означает «Трактат о законе Дао и его проявлениях». В отличие от работ Конфуция, работы Лао-Цзы не содержат в себе исторической хроники или же биографических данных.
Согласно легенде, рождение Лао-Цзы было легендарным: мать зачала его в тот момент, когда она проглотила кусочек горного хрусталя. Более того, вынашивала она его не 9 месяцев, а несколько десятков лет, а поэтому сразу родила его стариком. Так становится понятным двойственность его имени, оно может переводиться и как «старый философ» и как «старый ребенок». Также, некоторые легенды повествуют об уходе Лао-Цзы на Запад из Китая. Согласно этой легенде, именно пограничнику Лао-Цзы вручил свой трактат «Дао дэ цзин»
Основная идея даосизма заключается в том, что существует некое Дао, которому все подчинено, из него все берет свое начало и все в него же и возвращается. Дао представляет из себя определенный Абсолют, всеобщий закон. Даже самая величественная сила Китая Великое Небо наследует Дао. Смысл жизни для любого человека состоит в познании Дао, а для достижения полнейшей жизненной гармонии личности необходимо слиться с ним в одно целое. Проявление Дао происходит через его эманацию – дэ. Так, согласно учению даосистов человек будет следовать Дао и сможет его познать, то он обретет бессмертие.
Для познания Дао есть несколько условий:
Данный путь к бессмертию был чрезвычайно трудным и долгим, что делало его недоступным для большинства людей. Отсюда возникает стремление упростить данный путь, создав некий эликсир бессмертия. Самая большая нужда в этом была у представителей знати и китайских императоров. Одним из первых императоров, который жаждал бессмертия при помощи эликсира, был Цинь-ши-хуанди. В своем стремлении найти и воссоздать эликсир, он посылал многочисленные экспедиции в далекие страны с целью найти недостающие компоненты эликсира.
Существует большое заблуждение, что концепция недеяния была изобретена буддизмом, в то время как впервые она была представлена именно в даосизме. Так, согласно этой концепции отрицалась вся целенаправленная деятельность, так как она шла вразрез с порядками мироздания. Согласно этой концепции, наилучшим императором считался тот, кто ничего не делал для своей страны и своих подданных. В задачи государства в данной концепции входила гармонизация отношений, предотвращение смуты, а подданные должны были сами улаживать конфликты между собой.
Со временем у даосизма появилось несколько ответвлений, среди них можно выделить три основных:
Так сложилось, что официальной наукой Древнего Китая было конфуцианство. Всем известны такие их изобретения как, стекло, порох, компас, фарфор и т.п. Но не смотря на официальную науку конфуцианство, большинство из этих изобретений были сделаны именно монахами-даосами, которые в попытках создать эликсир бессмертия сделали нереальный прорыв в науке того времени. Также среди изобретений даосизма стоит отметить такое учение как Фэн-шуй или геомантия, цигун – дыхательная гимнастика и боевые искусства ушу.
Последователи даосизма пытались обосновать и воплотить в жизнь идею всеобщей социальной справедливости и всеобщего равенства. Именно это стремление даосов и обусловило популярность их учения среди широких масс населения, а также гарантировало им дополнительную поддержку во время политических кризисов и бедствий. Именно такой кризис произошел около II в. н.э. Под руководством монахов-даосов было проведено мощнейшее народное восстание, которое получило название восстание «желтых повязок».
Одним из главных предводителей данного восстания был маг, последователь даосизма Чжан Цзюэ. Именно он был тем человеком, который поставил себе цель свержения существующего режима с целью замены его царством всеобщего равенства. Так 184 г. был объявлен как год начала нового 60-летнего цикла — или эпохи «Желтого неба». Эта эпоха должна была принести обществу равенство и счастье для всех, в отличии от эпохи «синего неба», которая ассоциировалась у населения со злом и несправедливость. Чтобы показать, что они поддерживают идею, повстанцы надевали на головы желтые повязки. Несмотря на поражение восстания, часть восставших монахов-даосов бежало на Север, где они организовали Государство Даоских Пап, которое просуществовало фактически на территории Китая до начала 20гг. XX в.
В Средние века по всему Китаю была создана сеть даосских монастырей. Однако за пределами своей общины даосы влияния не имели. Даосизм не создал централизованной организации, но некоторая аморфность позволила ему проникать во все структуры китайского общества. Даосизм постепенно реформировался под влиянием других религий, существовавших на территории Китая.
В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Здесь активно действуют даосские храмы, монастыри, которые посещают сотни тысяч верующих.