Одна из основных концепций мировой истории была разработана Гегелем. Философский анализ истории человечества предполагает выделение особых этапов в его развитии. Основное внимание Гегеля сосредоточено на идее абсолютного духа. Всемирная история является проявлением духа во времени, при этом большое значение на данный процесс оказывает географическая среда. Природа откладывает свой отпечаток на характер и тип народа.
Именно Гегель разделил мир на Старый и Новый Свет. На основе географического признака Гегель делит мир в его исторической ретроспективе на следующие регионы:
История имеет свое направление. Развитие цивилизации началось с Востока (Азии), и направлялось в Европу, при этом Европа есть безусловно конец всемирной истории.
Для Восточного мира характерен деспотизм и подчинение, свободным себя чувствует только деспот, вокруг которого сосредоточено государственное управление. При этом для Восточного мира характерна удивительная двойственность: государства занимают огромные территории, на которых устанавливают форму подчинения особым порядкам, однако на этом же пространстве постоянно происходит постоянное изменение государств по отношению друг к другу (бесконечные войны, распад, объединение и т.д.). При этом Гегель считает, что это не является действительной историей, т.к. принципиально нового в этом процессе нет, а происходит повторение одних т тех же явлений.
На период Греческого мира приходится время юности человечества. Его отличительной особенностью является существование феномена индивидуальности. Гегель характеризует Греческий мир как «царство прекрасной свободы», в котором воплощены истинная гармония, мир и согласие.
Периодом возмужалости является Римский мир. Для него свойственно не подчинение воли диктатора, а служение общей цели, в которой растворяется собственная индивидуальная цель личности. Т.е. человек понимает, что достичь желаемого может только через реализацию общественных целей, поэтому готов приносить жертвы во имя ее. Человек в Риме не свободен, в отличие от Греческого мира, однако он имеет статус гражданина и может выступать как частное лицо, что делает его личностью. Однако политические цели и государство выше любой личности.
Германский мир, с точки зрения Гегеля, призван хранить христианские принципы духовности, дух в нем достигает своего полного расцвета. В качестве венца этого процесса Гегель называет Прусскую монархию.
Гегель являлся продолжателем эпохи Просвещения и Романтизма. Он считал, что человек уже достиг того состояния, которое позволяет ему признать себя свободным. С точки зрения просветителей мир подчиняется единому порядку, а общество устроено по закону разума. В философии Гегеля были реализованы три идеи эпохи Просвещения:
Исторические закономерности у Гегеля представлены в виде нескольких уровней. На первом уровне действует разум, благодаря которому действительность обретает свое бытие. Субстанциональной основой бытия является объективная идея, дух. Исторический процесс имеет поступательное и стадиальное развитие, при этом у Гегеля мышление является не только внешним объектом по отношению к нему, но и само находится в нем.
Помимо разума история обуславливается действием логики, поэтому историческое развитие подчиняется законам диалектической логики. Кроме того, исторический процесс испытывает на себе воздействие движущегося духа. Гегель признавал существование некого разумного замысла, линии движения истории, которая заключена в абсолютном духе. Исторические события, с одной стороны, являются результатом человеческих страстей, но на широком поле они укладываются в рамки общей закономерности исторического процесса, которая проявляется через провидение. Критики отмечают противоречивость данного утверждения Гегеля.
Третьим двигателем истории является свобода, в которой воплощены все свойства духа. История представляет собой прогресс в осознании свободы. Гегель считал, что люди идут к своей цели, опираясь на разум и постигая свободу. Однако абсолютная свобода может быть лишь в государстве, при этом она принимает форму выполнения долга.
Одна из основных идей Гегеля заключалась в том, что человек реализует себя только через историческую деятельность. Личность принимает форму абсолютного духа, его средства воплощения. Дух пользуется человеком для достижения своих целей. Объективный абсолютный дух как абстрактное воплощение порождает субъективный дух человека. Эти два духа противоположны друг другу, их борьба является источником деятельности и главным двигателем исторического процесса. Этот процесс обретает свою реальность через деятельность людей. Так дух может воплотить себя в материальной форме, а также через постижения актуальной полноты бытия, обретает самосознание.
Мотивами человеческой деятельности являются их страсти, в которых заключены их интересы, потребности, воля. Однако за ними стоят идеи духа, который воплощает свой замысел через борьбу мотивов внутри человека. Гегель пытается выяснить соотношение между действием абсолютного духа и человеческими страстями. В итоге философ приходит к заключению, что абсолютная идея представляет собой основу, а человеческая деятельность и его страсти являются утком великого ковра всемирной истории. Моментом их соединения является нравственная свобода.
Считая, что через деятельность людей воплощается замысел абсолютного духа, Гегель утверждал, что объективные цели духа остаются людьми непознанными и неосознанными, тем самым наделяя историческую деятельность людей бессознательностью. Люди считают, что они являются свободными и самостоятельными агентами. Эта мысль важна, т.к. только так деятельности человека можно придать успешность. Проявлением бессознательности исторической деятельности является несовпадение поставленных субъективных целей и полученных результатов. Однако зачастую данное противоречие даже не осознается.