Философия истории - направление в философии, занимающееся исследованием исторического процесса.
Как и история, философия история поставила своей целью исследовать историю человечества, осмыслить и проинтерпретировать с философской точки зрения исторический процесс. Первые сведения о попытках философии истории были известны еще во времена античности. Однако как раздел философии дисциплина выделилась только в XVIII веке. Значительное влияние на ее развитие оказали работы Гегеля, Маркса, Шпенглера, Тойнби, Ясперса и других.
В круг основных проблем философии истории входит:
Часто в процессе познания философия истории и история (как наука) вступают в противоречие друг с другом, однако они тесно взаимосвязаны. По словам Лакатоса, «философия истории без науки истории пуста; наука история без философии истории слепа».
История как наука стремится к объективности, широко известно утверждение, что история ничему не учит, она стремится лишь реконструировать прошлое, таким образом реализуя стремление человека познать самого себя. Философия истории же, напротив, на основе исторического знания пытается перебросить мостик в будущее, более того, она рассматривает варианты возможного прошлого, которое по каким-либо причинам могло случиться, но не случилось. Таким образом, философия истории пытается охватить более широкий круг предметов, основываясь на настоящем. И если историк пытается погрузиться в прошлое, уйдя от вербализации своих представлений о настоящем, то философ истории не боится этого, используя свои знания для прогнозирования исторических событий.
Существует два подхода к понимаю исторического процесса:
Смысл первого подхода заключается в том, что существует не просто история отдельных народов, обществ, но и в целом можно говорить о едином процессе всемирной истории. Лишь на первый взгляд история предстает в виде нерационального дифференцированного набора фактов происходившего в самых разных уголках планеты. История обладает своей логикой, за кажущимся хаосом и разнообразием скрывается порядок и единство.
Единство проявляется в существовании схожих представлений, заповедей человеческого поведения, схожих форм мышления. Племена объединяются в народы, народы - в страны и континенты. В истории существовали огромные пространственные империи, которые объединяли самые различные народы и культуры, потом они распадались, на их обломках возникали новые, со своей спецификой. Таким образом, во времени и пространстве происходит стремление истории к единству.
Единство проявляется, в том числе, через действие универсальных законов, функционирующих на всем протяжении истории. Один из таких законов - закон решающей роли способа материального производства.
Закон решающей роли способа материального производства: способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы в обществе.
Согласно второй точки зрения история представляет собой совокупность автономных культур, которые развиваются под минимальным влиянием друг друга. Такие исторические образования появляются, развиваются, а позже неизбежно гибнут, а им приходят совершенно новые исторические культуры. Так складывается цикл развития. Так, с точки зрения Тойнби каждая цивилизация существует изолированно, локально и замкнуто, поэтому невозможно говорить о единстве исторического процесса. Получается, что история раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Тем самым стоит признать, что нельзя выделить в истории общества стадии развития и эпохах всемирной истории. Однако с данной позиции стоит признать, что и человеческого общества как цельной категории тоже не существует. Человечество - лишь сумма самостоятельных индивидуумов.
Представителями этой точки зрения стоит считать Н.Я. Данилевского, который говорил о существовании культурно-исторических типов, О. Шпенглера и его великие культуры.
Истина - это философская категория, имеющая процессуальный характер и устанавливающая соответствие характеристики своему предмету.
Истина представляет собой поиск правды как констатации факта, проникновение в его смысл. Поэтому наука оперирует не понятием правды, а понятием истины. Для истории проблема установления истины одна из самых острых. Историк не может с помощью эксперимента подтвердить свои выводы. Исторические источники чаще всего субъективны (летописи, документы) или же «немые» (например, керамика). Зачастую они противоречат друг другу, о многих событиях и вовсе не осталось письменных источников. Поэтому в процессе познания сложно не впасть в заблуждение. Однако противоречие между истиной и заблуждением носит диалектический характер, заблуждение представляет собой одну из ступеней к достижению истинного знания.
Достижение истины предполагает признания объективности наших представлений, что данные знания не зависят от человека. Существует относительная и абсолютная истина. Разница между ними заключается в той степени, в которой они отражают историческую действительность. Обе истины находятся во взаимосвязи. Так, создание империи Александром Македонским - абсолютная истина, однако она одновременно и относительна, т.к. не показывает нам всю сложность происходивших в это время процессов.
Историческому знанию присущ релятивизм, т.е. признание невозможности достижения полного знания об объекте изучения. Это особенно важно из-за быстрого устаревания наших знаний, а также в плане борьбы против научного догматизма.