Демокрит является представителем древнегреческой философии классического направления. Учение Демокрита, на фоне остальных древнегреческих философов, заметно выделяется, так как оно является наиболее логическим и последовательным в плане традиций мировой философии.
Родился великий философ в г. Абдеры. Довольно долгое время (около 10 лет) Демокрит провел, путешествуя по Ближнему и Дальнему Востоку с целью обретения новых знаний и накопления мудрости. Рассказы о Демокрите, которые дошли до нашего времени, выставляют его исключительно в хорошем свете. В них говорится, что он был необычайно мудр и любознателен. Так как на тот момент разделения наук не существовало, то можно сказать, что Демокрит написал много трудов, которые относятся к самым разным сферам. К сожалению, до нашего времени дошли только небольшие фрагменты, которые сохранились в работах других авторов. Величайшей идеей и заслугой Демокрита перед всем миром, как древним, так и современным, является концепция атомизма.
Как и многих его современников, Демокрита интересует проблема основы бытия. Поэтому он разрабатывает некую концепцию, в которой сказано, что первоначалом всего существующего на Земле есть атомы и пустота. Все без исключения вещи в мире состоят из пустоты и атомов.
Атом (по-гречески – «неделимое») – это частица, которая не подлежит делению, является совершенно плотной, непроницаемой и вследствие своей малой величины не содержит в себе никаких пустот, не может быть воспринята чувствами.
Атомы, согласно концепции Демокрита, являются материальной причиной всех вещей. Они обладают такими же свойствами, какие элеаты приписывали бытию. А именно, атом:
Существование бесконечного множества форм и разнообразия атомов объясняет наличие в окружающем мире такого количества вещей и явлений. Помимо формы, атом еще может отличаться порядком и положением, что и является основной причиной для разнообразных соединений атомов.
Хоть у атомов и не существует движения внутри них, они обладают определенной подвижностью в пустоте. Вообще атомисты были первыми, кто начал рассматривать пустоту как таковую и изучать ее. Как и атом она имеет определенные характеристики:
Демокрит принял решение о введении пустоты, так как без нее он не мог объяснить такой процесс как движение. Атомы находятся внутри пустоты и перманентно двигаются, меняя свое направление при столкновении. Всем атомам это движение присуще от природы и является вечным свойством всех атомов.
Стоит отметить, что, несмотря на наличие характеристик у атомов, они совершенно лишены каких-либо качеств. Качества могут возникнуть в субъекте только посредством взаимодействий атомов и органов чувств. Качества могут существовать в виде установки, а в форме природных явлений существуют только атомы и пустота. Еще одной гениальной мыслью Демокрита можно считать попытку сформулировать закон сохранения энергии. Философ говорит, что ничего из ниоткуда не возникает и никуда бесследно не исчезает. Появление любой вещи связано с переходом атомов из одного состояния в другое. Все этим переходы подчинены определенным необходимостям и основаниям.
Для Демокрита мир был беспредельной пустотой, которая, в свою очередь, была наполнена бесконечным количеством миров, так как все они были созданы из бесконечного числа атомов, которые находятся в постоянном движении. Миры имеют тенденцию перехода, так внутри необъятного космоса происходит становление одних систем, развитие других и гибель третьих. Это имеет цикличный и бесконечный характер. Силы и стихий, которые якобы творят миры согласно Демокриту, не существует.
Учение о познании у Демокрита имеет непосредственную связь с его учением о быте. Основа этого учения - различие двух родов познания, которые соответствуют двум родам существования. Для Демокрита имеет различие то, что существует в действительности и в общем мнении.
Таким образом, в действительности для него существуют лишь чувства и атомы, а все чувственные качества бывают лишь в общем мнении. Согласно Демокриту вкусовые, цветовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а могут существовать только во мнении как результат воздействий атомов на наше тело.
Для данных двух видов существования есть и два вида познания – посредством мысли и посредством чувства. Мысленное познание Демокрит относит в разряд истинных, и дает ему право достоверности в суждениях об истине. В то время как познание чувственным путем философ не воспринимает как таковое, с помощью которого можно познать истину. Атомы и пустота лежат за пределами чувственного познания человека, а соответственно и постичь их можно только посредством мысленного познания. Интересное было у Демокрита соотношение разума и чувств. Он брал их как единое целое и говорил, что разум может зайти дальше, чем чувства, но при этом он все равно должен на эти чувства опираться.
Демокрит акцентирует внимание на сложности познания истины, а поэтому субъектом познания для него может выступать только мудрец.
Мышление вместе с чувственным восприятием принимают материалистическую форму у философа. Данное представление подтверждает понимание Демокритом души, частью которой, является разум. Душу Демокрит определяет как совокупность легчайших атомов, которые имеют шаровидную форму. За Демокритом душа является смертной и умирает вместе с телом. Своеобразное материалистическое понимание мира привело Демокрита к отрицанию божеств, определенной форме атеизма.
Как и все философы периода Древней Греции, Демокрит довольно щепетильно разбирает вопросы нравственности. Так основу человеческого бытия Демокрит определяет как идею, ради которой живет человек. Демокрит был приверженцем умеренности, а поэтому считал, что нужно стараться обуздать свои страсти и желания. Ибо если очень сильно хотеть чего-либо достичь то душа станет «слепой» по отношению ко всему остальному миру. Счастье для него заключается в хорошем расположении духа, гармонии, неустрашимости и невозмутимости души. Все эти положительные качества нашли свое отображение в учении об общем благе. Достижение этого состояния - это сверх трудная задача, так как душа и тело постоянно ведут борьбу между собой. На фоне остального Демокрит особое внимание отводит таким ценностям как: честность, истина, справедливость, которые должны утвердить в человеке идеал, что будет стремиться к духовным благам.
Рассуждения Демокрита о нравственности тесно связаны с его представлениями об обществе и государстве. Он, как многие древние греки, проявляет уважение к закону и государству. «Интересы государства превыше всего, нельзя применять насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот», – говорит Демокрит. Зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе не плохи: они не мешали бы каждому жить свободно, если бы люди подчинялись закону, власти. Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В обществе между людьми должны господствовать отношения человечности, гуманизма. В воззрениях Демокрита заложена идея о государственном управлении как особом искусстве, которому нужно специально обучаться.
Можно сделать вывод, что учение Демокрита, в отличие от некоторых философов Древней Греции, дает нам целостную картину мира, в виде органичной философской системы, которая представлена учениями о сознании и бытие. Все этические вопросы, что поднимает Демокрит, пронизаны вопросами гуманизма. Более того у него даже была своеобразная религиозная концепция о том, что люди создают богов. Политическое же учение, было напрямую связано с этическим и гласило, что судьба индивида и общества едины.