Даосизм – китайское дао цзяо, дословно «учение о Дао» – является китайским вероучением, возникшее в V-VIII вв. до н.э., то есть в поздний чжоуский период, или в период Воюющих Царств. Даосизм устанавливается как единственная автохтонная религия Китая, олицетворяет высшую форму выражения традиционной китайской религиозности.
Следует отметить, что в самой китайской культуре не существовало понятия «религия», а те феномены, которые западная традиция относила к религии, в китайском языковом пространстве соответствовали понятию «цзяо» (учение). В этом проявляется одна из различий в анализе дуализма Востока и Запада.
Даосский мир не разрезан пополам на вечный дух и временно существующую материю. «Мир китайской культуры – мир сугубо имманентный, вмешательство трансценденции в его существование исключается за отсутствием самой трансценденции.
Итак, натурализм, витализм и холизм, единственный и целостный космос, пронизанный потоками жизненной силы, космос, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве, одновременно постоянно трансформируясь и изменяясь в своей исконной энергичной пластичности».
Социальным идеалом ранних даосов была «естественная простота и естественность, уход от любой суеты, страстей и желаний, которые так негативно влияют на натуру людей, на характер общества.
Простота и чистота помыслов, смирение, сострадание, и даже просто "недеяния" (у-вэй)» – вот что проповедовали даосы. «Этика и социальная политика, которые были квинтэссенцией конфуцианства, почти не имели значения для даосов».
Принцип «не деяния» означает примерно следующее: не делай ничего и не будет ничего не сделанного, то есть он призывает человека как можно меньше вмешиваться в ход жизни, все произойдет само собой, естественным путем.
Именно призыв даосов к отрицанию социальных пут, сковывающих человека, оказал большое влияние на распространение крестьянских восстаний в Китае, самое известное из которых – восстание Желтых повязок.
Неудача восстания Желтых повязок сыграла свою роль в трансформации даосизма. Так называемый «неодаосизм» сложился под влиянием набирающего сил буддизма и, конечно же, встроенного в генотип культуры конфуцианства. Неодаосизм уже не имел ничего общего с идеями крестьянских восстаний и, как считают некоторые исследователи, «служил укреплению феодального господства».
В процессе трансформации даосизма сформировались два направления:
Первое направление развивало концепцию монарха как совершенного человека, что гарантировало ему неограниченную власть. Второе – было связано с народными движениями, для него были характерны мессианизм (который воплощали лидеры движения Лао-цзы) и милленаризм (вера в «царство справедливости»).
Таким образом, даосизм в периоды политических кризисов «имитировал и возглавлял процесс борьбы "за справедливость" до того момента, пока государственность опять не приобретала устойчивости. После чего даосизм как бы снова "передавал" власть имперской верхушке».
Важным является рассмотрение основных символов даосизма – Инь и Ян, которые в соответствии означают хаос и порядок. Следует отметить, что в китайской мировоззренческой системе нет разделения на добро и зло, а Инь - хаос носит позитивно-креативный характер. Чередование Инь и Ян является процессом достижения гармонии, равновесия и справедливости. Порядок, выраженный символикой Ян, по мнению исследователей, использовался императорским двором для поддержки власти, а к Инь – хаосу обращался народ в процессе подготовки восстаний.
Так, главарь Желтых повязок Чжан Цзюэ провозгласил, что «скоро «Синее небо», что ассоциировалось с правящей династией Хань, которая погибнет и уступит свое место новому, «Желтом небу», которое принесет всем счастье и радость. Это событие, по его подсчетам, должно было состояться в 184 году, когда начинался новый 60-летний цикл, который играл в Китае роль века». Позже, даосизм верно служил целью сохранения политической системы, имитируя управляемые крестьянские смуты.
В результате в даосизме постепенно начали отходить на задний план его специфические черты, а место основных принципов заняли положения, можно назвать Всекитайского. Отметим лишь те из них, которые относятся к социально-политической сферы: Уважать родителей, уважать правителя и учителя, любить все живое, заботиться о восстановлении растительности, основывать гостиницы и постоялые дворы, быть полезным всем, просвещать неразумных, радоваться чужому благополучию, а не сталкивать другой, чтобы занять его место.
Параллельно, даосизм стал религией, которая удовлетворяла и «верхи» и «низы»: образованных интеллектуалов – в философском плане, народ - культами, ритуалами, магией. Следует отметить, что те черты даосизма, которые противостояли конфуцианству, со временем трансформировались в соответствии с ценностями последнего.