Связь между философией и литературой, искусством и языком весьма тесная. Это порождает две противоположные точки зрения:
Споры между двумя точками зрения в итоге сводятся к теме научности философии и ее предмету. Однако это не устраняет некого напряжения между философским рассуждением и литературным произведением.
Философия предполагает переосмысление вопросов человеческого бытия в мире. Однако вечные вопросы ставит не только философия, они могут подниматься и другими способами, например, литературой или религией. Однако литература в данном случае обладает огромным преимуществом. В отличие от религии, которая не приемлет критику и предполагает только одно толкование, литература мыслит широко и глобально, а также способна приобщаться к чужому опыту через механизмы эмпатии и воображения. Написанные выдуманные другим человеком миры и воплощенные в них смыслы легко интериоризируются, становясь частью уже своего личного опыта.
Познание философских идей идет всегда сложнее, оно предполагает не только прочтение, но и рефлексию, применение специальных философских методов и принципов. Тем самым философия сближается в литературой, но они не тождественны. Литература может содержать в себе глубокие философские мысли, что отнюдь не делает ее философским трактатом, сам философ может размышлять над литературным произведением, а его выводы будут ценны именно с философской позиции, а не литературной.
Философское произведение требует приведение четких аргументов и доказательств собственных размышлений, в то время как в литературе происходит апеллирование к чувственному образу. В философии часто используются литературные средства, такие как метафоры или ирония, но они не определяют стиль повествования. В литературе философские идеи ценны не сами по себе, а в контексте развития сюжета, они точно вплетаются автором в развитие образов, тем самым можно легко отделить художественное от философского, что в философии сделать трудно. Тем самым, в философской литературе преобладает абстрактное мышление, то в художественной преобладает образное.
Однако все больше литература и философия сближаются между собой. К числу великих писателей и философов относят:
Как один из первых писателей-философов в России стал известен А. Радищев, написавший свое самое знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он подвергает критике крепостничество и самодержавие в России. Другое его произведение «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев рассуждает о связи человека с природой, прослеживается связь человека с Богом, способность человека во всем, в том числе самом себе, видеть его присутствие.
О силе искусства и его влиянии на развитии нравственных и гражданских качеств писал Н.Г. Чернышевский в книге «Эстетические отношения искусства к действительности». В своем нигилистическом романе «Что делать?» Чернышевский рисует социалистическое общежитие.
Мировую известность как философ-писатель получил Л.Н. Толстой, его главные книги «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», трилогия «Детство», «Отрочество» и «Юность». Толстой исследует самые глубины человеческой души, его герои стремятся к постижению своей внутренней сущности, по его мнению, человеку присуща тяга к нравственному самосовершенствованию.
Глубокими философскими идеями проникнуты романы Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот» и др.). В центре его произведений всегда человек, его судьба и смысл жизни. Для него важен не столько физическое существование и внешние социальные блага, сколько внутренний мир человека, диалектика его идей. Достоевский рисует человека как сотканного из противоречий, в котором постоянно борются два начала - добра и зла. Человек ему дорог, но при этом он признается как существо страшное и опасное.
Философская поэзия - достаточно древнее явление, которое известно еще во времена античности и средневековья (например, Данте Алигьери). Оно порождено стремлением человека в образной форме при помощи чувств осветить сложнейшие вопросы бытия. В России наибольшую известность как философская получила поэзия конца XIX -начала XX века (поэзия Серебряного века). Однако стоит отметить, что в ее истоках лежит творчество таких русских поэтов, как Симеон Полоцкий, Карион Истомин, М. Ломоносов, Г. Державин, А. Пушкин, А. Хомяков и другие. Пушкин и Лермонтов в своих стихах не раз поднимали тему «рождения» человека, его становления как личности, поиск путей жизни. Как особый поэт-философ в XIX веке особняком выделяется Ф. Тютчев. Ему принадлежит более трех сотен стихотворений, многие из которых предстают как предтеча экзистенциализма.
Поэзию рубежа XIX-XX веков часто представляют как «мышление образами», «прозрение нерассудочным, нелогическим путем», «целостное философско-эстетическое мировосприятие». Примером такой поэзии могут служить стихи Вл. Соловьева для которого весь окружающий мир, вся эмпирическая реальность, были лишь несовершенным отражением идеального мира:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Для русской философской поэзии характерно несколько направлений:
Из-за специфических культурно-исторических условий развития русская философская поэзия может рассматриваться как особая сфера философствования, которая сосредоточена на познании сущности бытия и человека, а также национального мировоззрения.