Классическим является представление о том, что философия зародилась именно в Древней Греции, а точнее, является «порождением эллинского гения». Именно в рамках античной философии произошло определение круга философских проблем:
Античная философия зародилась в глубинах древнегреческих полисов и существовала более чем тысячелетие - до поры, когда в 529 году н.э. император Византийской империи Юстиниан закрыл последнюю философскую школу в Афинах.
История античной философии происходит в несколько этапов:
Можно заключить, что главным двигателем развития философии в античной культуре была сама любовь к свободному научному размышлению. Недаром Аристотель писал, что «философия - это чистая любовь человека к истине и правде, это знание ради свободы духа». Цель философии античности заключалась в стремлении понять мир как единое целое, причину его многообразия и законы его развития.
В классический период античной философии появляется школа софистов, само слово «софия» означает мудрость, а софистами называли мудрецов. Однако, в связи с определенными социальными и политическими процессами, в античном обществе этого времени меняется статус философа со свободного мыслителя на служащего, вынужденного помогать своим клиентам за деньги в решении споров и судебных тяжб. Это вызвало неоднозначную реакцию как среди античного населения, так и последующих исследователей.
Поэтому часто софистами называют беспринципных спорщиков, казуистов, которые находят любые, даже самые нелепые аргументы, для оправдания своей правоты.
Однако стоит отметить, что софисты внесли значительный вклад в развитие философии. Прежде всего, они ее популяризовали, ориентируясь на практические задачи. Они много внимания уделяли противоречиям познавательного процесса, пытались изучать закономерное, случайное и неустойчивое. К их заслугам можно отнести создание формальной логики, развитие будущего европейского стиля мышления, положили начало созданию системы аргументации. Софисты сочетали в себе талант преподавателей и успешных предпринимателей.
Философия Сократа настолько богата, что его можно признать, как исток для всей просветительской европейской философии. Он выступал как идеалист, направленный против материалистического понимания мира. Наиболее развитыми в его учении оказались проблемы этики, логики и диалектики. Он первым обратил внимание на всеобщность понятий, выявил их родовую принадлежность, определил общие признаки.
Сократ разработал свой метод познания, называемый им «маевтикой» (дословно - метод повивальной бабки). Он считал, что люди уже появляются на свет с готовыми идеями, задача философа - помочь этим идеям «родиться». По сути, это был индуктивный метод, разработанный в Европе только в XVII веке Ф. Бэконом. Метод Сократа заключался в задавании специальным образом вопросов аудитории, которые, в процессе обсуждения, сами приходили бы к ответу.
Стоит отметить, что именно Сократ говорил о важности постоянного учения, о том, что с углублением человеческих знаний пониманием масштаба незнания только шириться. Его же принципом является правило дельфийского оракула «Познай самого себя», тем самым он ввел важнейшую черту философского мышления - рефлексию.
Учеником Сократа является Платон, настоящее имя которого Аристокл. Начало его философии связано с трагической смертью Сократа, которого обвинили в развращении молодежи и придали смерти. Смерть Сократа символизировала для Платона всевластие зла и страдания, а значит такие вещи, как добро и справедливость, не могут быть рождены в этом мире, они присущи другому миру - миру идей. Там воплощены подлинные ценности, но этот мир недоступен для человека. Другая ипостась реальности у Платона - вещный мир, который представляет собой общие идеи и рода предметов. Благодаря теории об идеях Платон вошел в историю как основатель объективного идеализма. Философия Платона насыщена многочисленными теориями и идеями, в том числе он автор теории познания, идеального политического устройства общества, теории этики, а также описал Атлантиду.
Аристотель был учеником Платона, но он не признал взгляды своего учителя. Созданное им учение столь велико и разнообразно, что Маркс назвал его «энциклопедической головой Античного мира». Аристотель систематизировал накопленные до него античной культурой знания и философские теории, создав три группы наук - физику (учение о бытии), этику (познание общественной жизни и человека, морали и нравственности), метафизику (наука о мыслительной деятельности человека, логика). Аристотель признавал полезность в большей степени других наук, чем философии, ибо она изучает только причины и первоначала, однако ни одна наука так не прекрасна, как философия.