Культура в широком смысле представляет не только «все, что сделано руками человека», она выступает как образ конкретной цивилизации. Восток и Запад отличаются друг от друга по способу своего мышления и философствования.
Восточный способ философствования от западного отличается по следующим параметрам:
Философы востока были убеждены, что истина более многогранна, их представлениям в меньшей степени присущ дуализм. Полностью постигнуть истину невозможно, имеются разные пути ее достижения. Какой путь выбрать - зависит от индивида, от его внутренней склонности. Главной целью человеческого пути, с точки зрения восточных мудрецов, является самосовершенствование индивида, только через развитие себя можно было раскрыть для себя тайны вселенной.
В центре всей индийской философии находится миф о принесении себя в жертву - атма-яджня. Путем самопожертвования бог порождает вселенную, в этом же жесте человек обретает единство с богом. Создание мира и отречение от него представляют собой один и тот же акт - отречение от жизни.
Единство и множество - суть едины. Один актер исполняет множество ролей, в конце пьесы он возвращается к первоначальной роли, к самому себе, но лишь с тем, чтобы начать с самого начала. Один - в начале всего. В «Чхандогья Упанишада» читаем: «Боги, совершая жертвоприношение, принесли Пурушу в жертву… Кастой брахманов стали его уста, руки - кшатриев кастой. Бедра его стали вайшья, из ступней появились шудры. Луна родилась из ума его, из глаз возникло Солнце». Из множества частей тела Пуруши возникли части людей и животных. Поэтому каждое живое существо изнутри и есть само божество, атман, «Я» мира. Божество играет, исполняя конкретную роль человека, животного, любого живого существа.
Божественное начало есть в каждом - и в святом отшельнике, и в воре, и в развратнике. Даже в голодном демоне оно тоже присутствует. В одном теле может быть две противоположности - свет и тьма, добро и зло, жизнь и смерть. Это необходимые элементы игры, это часть реальности и вселенной.
Божество включает в себя:
Но в нем присутствует и оборотная сторона. Поэтому в индийской философии не стоит проблема победы добра над злом, индуист на этот вопрос ответит просто: «человек и добр, и зол». Мир не будет собой, если в нем помимо добродетели, не будет змея искусителя.
Китай имеет чрезвычайно богатую и древнюю традицию. История философии Китая берет свое начало в I тыс. до н.э. Особенностью китайской духовной культуры является представление о зооморфном характере древнекитайских божеств. В качестве верховного божества выступает Шан-ди, который воплощает в себе персонифицированные силы Неба. Он также является покровителем Китая. Именно небо управляет движением всего на земле, всей вселенной в целом. Император на земле представляет собой сына Неба.
В Китае особо почитался культ предков, отголоски которого весьма сильны в конфуцианстве. Согласно древнекитайским представлениям, предки способны влиять на жизнь живых людей, в том числе на судьбу потомков. Поэтому к предкам обращались за помощью и поддержкой, в этом и заключалась функциях последних.
Одним из ключевых понятий выступает женское (инь) и мужское (ян) начало. Они родились из бесформенного мрака, из хаоса, но благодаря им мир начал переходить к гармонии и упорядочиванию: инь управляет землей, а ян - небом.
В китайской философии реализуется принцип целостности - мир един во множестве своих проявлений. Главенствующий принцип миропонимания - принцип холистичности мира. Мир есть «единая целостность». Человек не противостоит природе в этом мире, а слит с нею воедино, отсюда и утверждение, что тело и дух должны пребывать в гармонии.
Как и в индийской философии, в китайском миропонимании, в том числе и культуры, присутствует идея о невозможности выразить сущность словами, при помощи средств языка. Чтобы понять истину, надо положиться на интуицию, тогда через процесс прозрения возможно приближение к ней. Тайны культуры зашифрованы в символах, поэтому познание его идет через образы. Отсюда идет и невозможность исключительно логического постижения смысла, оно всегда сопряжено с эмоциональным переживанием, эстетическим восприятием, этическими нормами.
Мир в китайской культуре и философии предстает как постоянный движущийся процесс обновления, поэтому цель человека не в исследовании мира с целью использования его частей, а достижения состояния однобытия с ним. Бытие и небытие также слиты между собой, бытие и есть небытие, но в отсутствии у нее формы. Отсюда также следует правило относительности любых оценочных категорий: добра и зла, жизни и смерти и т.д. Мир пребывает в постоянном развитии, источник этого процесса в нем самом. Небытие невозможно выразить словами логики, приблизиться к нему можо при помощи метода «у вей» - Недеяния, которое по сути говорит не о бездействии, а в способе жизни в соответствии с законами природы.