Людвиг Андреас Фейербах – немецкий философ-материалист, родился в 1804 году в семье криминалиста. В 1823 году Фейербах становится студентом теологического факультета Гейдельбергского университета, но позднее уезжает учиться в Берлин. Фейербах окончил берлинский университет в 1828 году. После защиты диссертации в Эрлангенском университете Фейербах получает звание приват-доцента, начинает читать лекции по Гегелевской философии и преподовать историю новой философии. Уже в начале своей преподавательской деятельности Фейербах не во всех деталях соглашается с Гегелем. Фейербах считал, что религия вообще и христианство в частности не являются истинными и никак не связаны с разумом.
В 1830 году был опубликован труд Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии», в котором была дана основательная критика тезиса о бессмертии души человека. Этот труд был опубликован анонимно, но авторство Фейербаха быстро установили, после чего весь опубликованный тираж был сожжён, а Фейербаху было запрещено преподавать до конца жизни.
После прекращения преподавательской деятельности, Фейербах продолжил заниматься философскими исследованиями. Так, в 1833 году была опубликована работа «История новой философии от Бэкона до Спинозы», ставшая первым крупным произведением Фейербаха. Всё ещё оставаясь на позициях гегелевской философии, Фейербах, однако, начинает всё больше интересоваться материалистической философией и атеистическими концепциями. Фейербах заявляет о большом вкладе материализма и атеизма в науку.
В 1836 году Фейербах жениться на совладелице фарфорового завода, и на четверть века поселяется в деревне Брукберг, продолжая заниматься философскими изысканиями. В сельской местности были написаны его главные труды:
Последний этап биографии Фейербаха связан с местом Рехенберг недалеко от Нюрнберга, сюда семья Фейербаха переселилась после банкротства фарфоровой фабрики в 1859 году. Людвиг Андреас Фейербах, скончался в нищете 13 сентября 1872 года.
В развитии своей философии, Фейербах перешёл от теологической проблематики к гегельянству, а от гегельянства – к сенсуализму в теории познания, к материализму, и к антропологической точке зрения в религии.
Фейербах утверждал, что чувственность – главный источник любого познания. Данная позиция привела Фейербаха к отрицанию общих понятий и к признанию единичного и конкретного. Однако, несмотря на свой сенсуализм, Фейербах признаёт, также могущество разума в познании. Ещё одна характерная черта теории познания Фейербаха состоит в его концепции туизма. Для Фейербаха поллинность бытия определяется не только его доступностью для чувственного познания человека, но и его реальностью для других людей. Фейербах был убеждён, что только любовь к другим живым существам, могут раскрыть перед человеком подлинное бытие. Любовь – это онтологическое доказательство бытия вне сознания человека. Главными доказательствами подлинности бытия Фейербах считал:
Во всей философской системе Фейербаха интерес этической и религиозной проблематике всегда занимал главное место. Этические и религиозные вопросы разработаны в философии Фейербаха гораздо полнее, чем вопросы теории познания.
Сущность человека в философии Фейербаха возможно понять только через понимание Фейербахом религии. Религия, утверждал Фейербах, возникла из страха первобытного человека перед жизненными трудностями. Людей тянет к высшему абсолюту, к совершенству, к идеалу, которым и является Бог.
Бог является тем, чем хочет быть человек. Поэтому, заявлял Фейербах, сущность религии кроется в сердце человека, а развитие религии соответствует историческим стадиям. Вначале своей истории человек обожествлял природу, потому что был зависим от неё, но позднее человек свой идеал вынес вне себя и стал ему поклоняться. Фейербах развивал идею о том, что если Божественный идеал будет реализован человеком, то необходимость в поклонении Богу отпадёт. Люди подвержены страстям и эгоизмом, в этой связи Фейербах понимает свободу как создание условий, когда человек может делать всё, что хочет. Самый приемлемый способ поведения человека – это разумный эгоизм, который лучше всего раскрывает себя в любви. Таким образом Фейербах приходит к идеи о том, что религию необходимо заменить культом нормального, любящего человека, и человеческими отношениями по принципу «я – ты».
Человека Фейербах считает единственным и высшим объектом философских исследований. Фейербах был убеждён, что философия должна заменить религию, давая человеку вместо утешения осознание своих возможностей в достижения счастливой жизни. Философия должна быть антропологией, то есть философским учением о человеке. Свою философию Фейербах рассматривает как систему, которая рассматривает человека и природу как единственный объект философии, таким образом превращая антропологию и даже физиологию, в единую науку.
Фейербах был критиком идеализма и религии. Он считал, что религию порождают как бессилие человека перед силами природы, так и те невзгоды и страдания, которые человек испытывает на земле. В образе Бога воплощены идеалы и надежды людей, в связи с этим религия наполнена жизненными представлениями. Фейербаха утверждал, что природа – это высшая реальность, а человек – высший продукт природы. Только через человека природа может себя ощущать и созерцать. Ничего не может быть выше природы, как и ничего не может быть ниже природы. Природа по своей сути вечна, а пространство и время – это главные условия любого бытия, любого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха.
Таким образом, сущность человека в философии Фейербаха раскрывается через понимание отношений человека с религией. Ведь Фейербах считал, что человек выдумал Бога по своему образу и подобию, что человек наделил Бога своими своими, человеческими качествами, только в их идеальном содержании. А значит человека надо рассматривать через образ Бога. Также Фейербах считал, что человек должен реализовать свои самые лучшие качества, и тога человеку больше не нужно будет поклоняться Богу.