С самого момента появления на свет человек всегда стремился познать этот мир, делая это различными путями. Одним из самых верных методов сделать происходящее в обществе понятным и открытым считается научное познание.
Научное познание — это длительный процесс непрерывного получения нового объективного, истинного знания, направленного на полное отражение закономерностей, основной задачей которого является обнаружение и объяснение объективных законов реальности.
Указанное течение имеет достаточно сложную структуру, поэтому может быть представлено в различных срезах. С точки зрения взаимодействия самого субъекта и объекта познания оно включает в себя 4 главных момента:
Структура всего научного познания можно представлена как единство 2 основных уровней: теоретического, эмпирического.
К основаниям знания в области науки ученые относят:
Первые два критерия включают в себя совокупность всех правил описания и объяснения явлений, а также доказательства положений науки. Эти основания представляют собой общие принципы построения научной картины мира.
Научная картина действительности – это уникальная форма теоретического знания, которая оснащена синтезом главных концепций и идей, позволяющих представить обществу целостное видение объекта исследования.
Все указанные три блока научных оснований всегда исторически изменчивы, так как любая революция в науке дает начало важному этапу развития науки.
Одну и ту же реальность можно рассмотреть на абсолютно разных уровнях: эмпирическое исследование изучает явления и связь между ними, выделяя сущностные связи в чистом виде, а теоретический критерий познания включает в себя рациональный момент - понятий, теорий, законов, где чувственное восприятие окружающего мира становится подчиненным аспектом.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по:
Средства эмпирического исследования включают в себя специальные приборы и другие методы реального эксперимента. В теоретическом же изучении полностью отсутствует практическое взаимодействие с объектами.
На этом уровне сам объект изучается только опосредованно, однако не в реальном мире. Теоретический критерий использует для своих целей такие способы, которые в реальности делают более эффективной интеллектуальную деятельность.
Основная цель научного познания - изучение окружающей действительности с физической и социальной точек зрения.
Физический мир включает в себя все, что находится вокруг людей, а социальный – сложные взаимоотношения между людьми. Изучение материального мира представляет собой прерогативу естественных наук, которые изучают существующие природные явления.
Цель познания наукой мира может быть теоретической или практической. Теоретическая цель направлена на поиск всесторонних знаний об объекте, а практическая – заключается в воплощении в жизнь полученных знаний.
Исследование социального мира тесно связано с обществом и всевозможными связями, которые ежедневно появляются внутри него. И главной целью научного познания в этом случае является развитие различных поведенческих моделей, которые способны облегчить решение социальных проблем.
Изучением указанного мира занимаются гуманитарные науки, среди которых психология, языкознание и социология. Эти направления акцентируют внимание на сложном внутреннем мире человека и предметах, которые невозможно осязать и чувствовать. В этом случае внутреннее «я» влияет на создание межличностных связей, их развитие и прекращение.
Основной задачей научного познания можно считать обнаружение реальных законов действительности, включающих в себя природные и социальные методы освоения мира. Главным ориентиром данного направления науки является исследование общих и существенных свойств предмет, его основных характеристик в виде идеализированных объектов.
Ориентация науки на изучение объектов, как подчиняющихся объективным понятиям функционирования, составляет главную особенность научного познания.
Данный критерий отличает эту область науки его от иных форм познавательной и интеллектуальной деятельности человека, где отражение всех предметов объективного мира параллельно выражает ценностное отношение общества к предмету.
В науке же свойства жизнедеятельности личности и ее оценочные суждения не входят в состав порождаемого знания, так как ориентированы на предметном исследовании действительности.
Сам процесс научного познания напрямую обусловлен многочисленными социально-культурными факторами, благодаря которому можно наблюдать стандарты изложения знания и методы видения реальности в науке.
Многие ученые считают, что научное познание является высшей формой познания, а сама наука оказывает положительное влияние на жизнь современного человека. Еще античные мыслители пытались найти различие между настоящим знанием и изменчивым мнением.
Спецификой науки не является ее стопроцентная точность, так как эта характеристика используется исключительно в технике, в общественном управлении. Не является отличительной чертой и применение абстрактных понятий, так как сама система использует и наглядные образы. Особенностью научного знания является то, что наука может существовать в виде системы теоретических знаний.
Теория — это комплексное и обобщенное знание, которое получают благодаря универсализации идеализации и концептуализации.
Используя указанные приемы, ученые создают законы современной науки, являющиеся обобщениями опыта и необходимыми для анализа связи между физическими явлениями. Первоначально на основе классификации данных возникает обобщения в виде гипотез, а затем уже и теорий.
Законы дают возможность объяснить и предсказать новые явления, не обращаясь заранее к наблюдениям и экспериментам. Эти общие критерии и установленный в обществе нормы постепенно научности входят в эталон научного знания постоянно. Более же определяющие действующие схемы исследовательской деятельности напрямую зависят от социально-культурного контекста зарождения той или иной гипотезы.