Структура научного познания


Структура научного познания

С самого момента появления на свет человек всегда стремился познать этот мир, делая это различными путями. Одним из самых верных методов сделать происходящее в обществе понятным и открытым считается научное познание.

Определение 1

Научное познание — это длительный процесс непрерывного получения нового объективного, истинного знания, направленного на полное отражение закономерностей, основной задачей которого является обнаружение и объяснение объективных законов реальности.

Указанное течение имеет достаточно сложную структуру, поэтому может быть представлено в различных срезах. С точки зрения взаимодействия самого субъекта и объекта познания оно включает в себя 4 главных момента:

  • субъект науки – научное сообщество и общество в целом;
  • объект – то, что познается;
  • система универсальных способов и приемов, характерных только для данной науки;
  • необычный язык науки – искусственный и естественный (химические формулы, математические уравнения).

Структура всего научного познания можно представлена как единство 2 основных уровней: теоретического, эмпирического.

К основаниям знания в области науки ученые относят:

  • идеалы и нормы исследования;
  • философские основания;
  • научную картину мира.

Первые два критерия включают в себя совокупность всех правил описания и объяснения явлений, а также доказательства положений науки. Эти основания представляют собой общие принципы построения научной картины мира.

Определение 2

Научная картина действительности – это уникальная форма теоретического знания, которая оснащена синтезом главных концепций и идей, позволяющих представить обществу целостное видение объекта исследования.

Все указанные три блока научных оснований всегда исторически изменчивы, так как любая революция в науке дает начало важному этапу развития науки.

Теоретический и эмпирический уровни научного познания

Одну и ту же реальность можно рассмотреть на абсолютно разных уровнях: эмпирическое исследование изучает явления и связь между ними, выделяя сущностные связи в чистом виде, а теоретический критерий познания включает в себя рациональный момент - понятий, теорий, законов, где чувственное восприятие окружающего мира становится подчиненным аспектом.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по:

  • характеру предмета исследования;
  • типу применяемых средств исследования;
  • особенностям методов исследования.

Средства эмпирического исследования включают в себя специальные приборы и другие методы реального эксперимента. В теоретическом же изучении полностью отсутствует практическое взаимодействие с объектами.

На этом уровне сам объект изучается только опосредованно, однако не в реальном мире. Теоретический критерий использует для своих целей такие способы, которые в реальности делают более эффективной интеллектуальную деятельность.

Цель научного познания

Определение 3

Основная цель научного познания - изучение окружающей действительности с физической и социальной точек зрения.

Физический мир включает в себя все, что находится вокруг людей, а социальный – сложные взаимоотношения между людьми. Изучение материального мира представляет собой прерогативу естественных наук, которые изучают существующие природные явления.

Замечание 1

Цель познания наукой мира может быть теоретической или практической. Теоретическая цель направлена на поиск всесторонних знаний об объекте, а практическая – заключается в воплощении в жизнь полученных знаний.

Исследование социального мира тесно связано с обществом и всевозможными связями, которые ежедневно появляются внутри него. И главной целью научного познания в этом случае является развитие различных поведенческих моделей, которые способны облегчить решение социальных проблем.

Изучением указанного мира занимаются гуманитарные науки, среди которых психология, языкознание и социология. Эти направления акцентируют внимание на сложном внутреннем мире человека и предметах, которые невозможно осязать и чувствовать. В этом случае внутреннее «я» влияет на создание межличностных связей, их развитие и прекращение.

Особенности научного познания

Основной задачей научного познания можно считать обнаружение реальных законов действительности, включающих в себя природные и социальные методы освоения мира. Главным ориентиром данного направления науки является исследование общих и существенных свойств предмет, его основных характеристик в виде идеализированных объектов.

Замечание 2

Ориентация науки на изучение объектов, как подчиняющихся объективным понятиям функционирования, составляет главную особенность научного познания.

Данный критерий отличает эту область науки его от иных форм познавательной и интеллектуальной деятельности человека, где отражение всех предметов объективного мира параллельно выражает ценностное отношение общества к предмету.

В науке же свойства жизнедеятельности личности и ее оценочные суждения не входят в состав порождаемого знания, так как ориентированы на предметном исследовании действительности.

Сам процесс научного познания напрямую обусловлен многочисленными социально-культурными факторами, благодаря которому можно наблюдать стандарты изложения знания и методы видения реальности в науке.

Специфика научного познания

Многие ученые считают, что научное познание является высшей формой познания, а сама наука оказывает положительное влияние на жизнь современного человека. Еще античные мыслители пытались найти различие между настоящим знанием и изменчивым мнением.

Спецификой науки не является ее стопроцентная точность, так как эта характеристика используется исключительно в технике, в общественном управлении. Не является отличительной чертой и применение абстрактных понятий, так как сама система использует и наглядные образы. Особенностью научного знания является то, что наука может существовать в виде системы теоретических знаний.

Определение 4

Теория — это комплексное и обобщенное знание, которое получают благодаря универсализации идеализации и концептуализации.

Используя указанные приемы, ученые создают законы современной науки, являющиеся обобщениями опыта и необходимыми для анализа связи между физическими явлениями. Первоначально на основе классификации данных возникает обобщения в виде гипотез, а затем уже и теорий.

Законы дают возможность объяснить и предсказать новые явления, не обращаясь заранее к наблюдениям и экспериментам. Эти общие критерии и установленный в обществе нормы постепенно научности входят в эталон научного знания постоянно. Более же определяющие действующие схемы исследовательской деятельности напрямую зависят от социально-культурного контекста зарождения той или иной гипотезы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :