Структура гносеологии


Структура гносеологии

Гносеология как раздел философии

Определение 1

Гносеология - раздел философии, который изучает философскую теорию познания.

Гносеология в отечественной философии занимается общими вопросами познавательной деятельности человека, решает основные фундаментальные вопросы гносеологии. В англоязычной традиции для обозначения теории познания используется термин «эпистемология», однако в отечественной науке за ней закрепилось исследование познавательных процессов в науке. Таким образом, эпистемологию можно признать как раздел гносеологии.

Гносеология взаимодействует с целым спектром научных дисциплин, таких как психология, социология, логика, эвристика и т.д. Однако в отличие от них, ее целью является установить общие закономерности познания, выявить особенности этого процесса в разных видах деятельности, определить сущность знания и т.д.

В познавательной деятельности центральное место занимают субъект и объект.

Субъект представляет собой лицо, осуществляющего познавательную деятельность, которому свойственно наличие сознания и проявление активности, в результате чего у него формируется отражение изучаемого объекта.

Объект - это то, на что направлена активность субъекта. Во всей гносеологической ситуации именно субъект является стартовой площадкой, при этом, стоит понимать, что это не сам человек, а скорее его отношение к объекту, функция в процессе.

Философ, занимающийся проблемами познания, вырабатывает свою систему соотношения субъекта и объекта, он наделяет субъекта рядом особых свойств, которые обеспечивают или, напротив, препятствуют познанию, выстраивает их в иерархию. Он определяет способы связи субъекта и объекта.

Эпистемология

Эпистемология представляет собой раздел философии, который занимается вопросами знания, его истинности, проблемам типизации, реализации и т.д.

Таким образом, эпистемология занимается знанием как таковым, не рассматривая его в жесткой сцепке с субъектом, стараясь от него дистанцироваться для обеспечения наибольшей объективности самого знания. Длительное время эпистемология развивалась в рамках общей теории познания, пока в двадцатом веке не произошло ее выделение как объективного содержания знания.

Это было связано в том числе в развитием методологии познания, с распространением целого спектра новых методов:

  • аналитического;
  • структурного;
  • функционального;
  • операционального;
  • нормативного и др.

В число проблем эпистемологии были включены темы, связанные в том числе с изучением языка.

Современная эпистемология переживает определенные изменения, связанные с воздействием целого ряда факторов. Так, отношения между субъектом и объектом в познании все чаще выходят за свои границы, и для правильной интерпретации информации необходимо читывать специфику самой ситуации, конкретный вид деятельности.

Все чаще классическая проблема истинности знания изменяется путем введения новых категорий, таких как полнота знания, проверяемость, непротиворечивость и т.д.

Усложняется и сама структура знания, она становится все более разветвленной. Кроме того, все отчетливей выступает кризис научного подхода, научные знания не считаются единственно верными, основой знания вообще, все больший интерес вызывают различные культурные, когнитивные, духовные практики, которые позволяют получить иной опыт и знания.

Структура научного знания

Научное знание опирается на установленные факты, которым дает свое объяснение, поэтому принято различать эмпирический и теоретический уровни научного знания. Эмпирические знания приобретаются в процессе непосредственного исследования окружающей реальности, теоретический уровень образует сфера различных гипотез, теорий, обобщений, которые дают толкование фактам.

Эмпирический уровень - это низший уровень знания, это сведения, собранные в результате мыслительной обработки данных наблюдения и эксперимента. Эмпирическое знание имеет свою структуру:

  • единичные эмпирические факты;
  • факты как результат обобщения протоколов, общие утверждения универсального характера;
  • эмпирические законы - особые отношения между наблюдаемыми явлениями;
  • феноменологические теории - логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов.

Над фактическим базисом выстраивается теоретический уровень знаний при помощи основного метода - идеализации, по результатам которой создаются особые обобщенные модели - идеальные объекты.

Структура теоретического знания состоит из проблемы, гипотезы и теории.

  • Проблема представляет собой форму теоретического познания, содержанием которого является то, что еще не было познано. Именно с постановки проблемы начинается любое познавательное исследование. Проблемы могут возникнуть в результате наличия противоречия в имеющейся теории, либо при столкновении двух различных теорий, а также при расхождении теории и наблюдения.
  • Гипотеза также является формой теоретического знания, однако она содержит предположение, основанное на ряде фактов, однако для своего подтверждения нуждается в доказательствах. Гипотеза должна соответствовать имеющимся научным законам, быть согласованной с научным материалом, не должна содержать в себе противоречий, быть максимально простой и не иметь ничего лишнего. Она должна быть приложима к широкому классу явлений, а не к одному конкретному случаю. Кроме того, она должна содержать возможность подтверждения или опровержения.
  • Наиболее развитую форму научного знания представляет собой теория. Она дает цельное отображение закономерных и существенных связей в той или иной области действительности. Основу теории образуют фундаментальные понятия, принципы и законы, уравнения и аксиомы. В качестве ее элементов предстают идеализированные объекты - абстрактные модели с необходимыми заданными свойствами. Они изучаются при помощи определенных правил и способов, основанных на логике. Кроме того, познавательная деятельность основывается на соблюдении ряда принципов.
Замечание 1

Вершиной теории является сформулированный закон, а в общем виде вся теория представляет собой систему законов, отражающих глубинные связи и существенные черты изучаемого объекта.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :