Средневековая философия — это этап развития западноевропейской философии на протяжении десяти веков, начиная с зарождения в Римской империи в V веке и завершается этот период с появлением первых капиталистических обществ в XV веке.
Для средневековой философии характерной чертой является ниличие различных общественных функций в руках цервки. Так в руки церкви перешли сферы образования и просвещения. В ранее Средневековье к философии прибегали апологеты христианства, которые стремились защитить религию от язычества, а в более поздние века в трудах церкви сформируется христианская философия.
В истории средневековой философии четко выделются два исторических этапа: патристика (I-VI вв.) и схоластика (XI-Xvвв.)
В период со II по VII век отцы церкви трудятся над духовно-религиозными учениями, которые стали основой христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в этическое и эстетическое развитие средневекового общества.
Патристика — философия и теология отцов церкви в послеапостольские времена.
Традиционно выделяют римское и греческое направление патристики.
В истории патристики значимыми являются следующие события:
Вершиной патристической мысли являются труды Августина Блаженного.
С середины XII века происходит важнейшее событие, повлиявшее на дальнейшее развитие средневековой философии — на латынь переводятся сочинения Аристотеля. Его учение станут рассматривать как основу христианской философии. Христианские философы берут на себя роль толкователей его философии.
Схоластический период также подразделен на три этапа:
На этапе схоластики происходит систематическая разработка христианской философии. Схоластика сконцентрирована вокруг университетов. Вершиной схоластического направления является Фома Аквинский.
Само слово схоластика происходит от латинского scholа, что переводится как «школа», scholasticus -учебный. Философию, которую преподавали в школах, стали называть этим именем. Сегодня под схоластикой имеют в виду идеи, оторванные от опыта и ничем не подтвержденные.
Другим значительным моментом в развитии философии Средневековья является развитие средневековых городов, появление торговых путей, все это поспособствовало развитию философской мысли, в частности развитию номинализма в XIII веке.
Согласно этому учению существуют общие имена, или универсалии, на место которых подставляются конкретные имена. Номиналисты считали, что существуют только отдельные вещи с индивидуальными качествами. Общие понятия, которые возникают у человека не имеет прямого отношения к этим вещам, и даже не могут отразить их основные качества. Средневековый номинализм выдвигал свои интерпретации теологических догматов, за что был осужден церковью.
Философия возвышается христианством. Она обогатила философскую науку мощной совокупностью моральных правил и установок, при этом, для христианства в целом, как и для ее философии не характерен революционный радикализм, речь идет не о негативной оценке действительности с призывами к агрессивным действиям, а скорее о моральном протесте. Все необходимые перемены же христианство возлагает на Бога. Важными составляющими христианской философии являются вера во второе пришествие Христа и надежда на спасение, на жизнь вечную. Поэтому любовь к Богу и праведная жизнь на Земле ее центральные мотивы.
К основным проблемам христианской философии относят: доказательство бытия Бога; теодицею, или оправдание Бога; проблему самостоятельности материального мира: соотношение веры и разума.
Специфика средневековой философии:
С возникновением капиталистического общества, повлекшего нового понимания задач науки, мысль философов освобождается от плена Средневековой философии.